Проводимые с 2006 года в Российской Федерации реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот к рыночным механизмам функционирования жилищной сферы при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения с невысоким уровнем доходов, которые не имеют возможности решить проблемы обеспечения жильём без государственной поддержки.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы целью государственной политики в сфере жилищного строительства является создание условий для удовлетворения на новом, более высоком качественном уровне потребностей населения в доступном и комфортном жилье, в том числе путём развития малоэтажного жилищного строительства.
Основным инструментом государственной жилищной политики в настоящее время является государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 года № 2227-р. Кроме того, различные программы в жилищной сфере реализуются государственными институтами развития, в том числе ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства, Фондом содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства.
Основным источником пополнения жилищного фонда является строительство жилья. В течение 2012 года введено 516 086 кв. метров жилья, что составляет 102,2 процента к уровню прошлого года, населением построено 263,63 тыс. кв. метров жилья, что составляет 51 процент от общего ввода жилья.
Ввод жилья на территории Удмуртской Республики за период 2009- 2012 годов представлен на диаграмме 1.
Диаграмма 1
От динамики объёмов жилищного строительства во многом зависит социально - экономическое развитие региона. Поэтому в кризисных условиях 2008-2009 годов важно было не допустить резкого падения объёмов жилищного строительства.
В 2012 году Удмуртская Республика занимала в Приволжском федеральном округе 11 место по вводу жилья на одного человека - 0,34 кв.м; в 2011 году - 12 место - 0,33 кв.м на человека.
Проблема улучшения жилищных условий граждан является одной из самых острых социальных проблем Удмуртской Республики.
Растущие объёмы жилищного строительства не решают в полной мере проблемы обеспечения граждан жильём. По состоянию на 1 января 2013 года на учёте на получение жилья и улучшение жилищных условий состояли 19,6 тысячи семей. Из общего числа очередников в 2012 году получили жилые помещения и улучшили свои жилищные условия 3048 семей или 16 процентов от общего числа очередников. По состоянию на 1 января 2013 года на учёте на получение жилья и улучшение жилищных условий состояли 19578 семей, из них инвалидов и участников Великой Отечественной войны - 41 семья, ветеранов и инвалидов боевых действий - 447 семей, многодетных семей - 1498, молодых семей - 6178, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф - 135 семей, вынужденных переселенцев - 72 семьи.
Ещё значительно число семей, состоящих на учёте 10 и более лет, - 3907 семей (20 процентов от всех семей очередников). Из общего числа очередников в 2012 году получили жилые помещения и улучшили свои жилищные условия 3048 семей. В течение 2012 года было принято на учёт для получения жилого помещения 5347 семей, в то же время с учёта было снято 3728 семей.
Основной причиной невозможности самостоятельно решить жилищный вопрос является недостаточный уровень доходов граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поэтому повышение уровня доступности жилья является одной из важных задач социально- экономического развития Удмуртской Республики и приоритетом подпрограммы.
Эта ситуация требует государственного стимулирования механизмов улучшения жилищных условий граждан, имеющих невысокий уровень доходов.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно - коммунальных услуг» поставлена задача формирования рынка доступного арендного жилья и создания жилищного фонда некоммерческого использования для граждан, имеющих невысокий уровень доходов. К решению данного вопроса республика приступила в 2012 году, начав строительство государственного жилищного фонда, предназначенного для решения жилищных проблем сотрудников бюджетных учреждений путем предоставления жилья по договору некоммерческого найма.
Для формирования жилищного фонда некоммерческого использования для граждан, имеющих невысокий уровень доходов, в Ижевске возводится многоквартирный дом на 178 квартир. В дальнейшем на этой же площадке планируется построить еще один дом (230 квартир).
Большую роль в обеспечении населения жильём играет ипотечное кредитование.
Общий объём ипотечного жилищного кредитования в Удмуртской Республике в 2012 году составил 10204,6 млн. рублей, что выше значения 2011 года в 1,4 раза.
За счёт выданных ипотечных жилищных кредитов и займов улучшили жилищные условия 12027 семей.
Объёмы ипотечного жилищного кредитования в Удмуртской Республике в 2010 - 2012 годах представлены на диаграмме 2.
Диаграмма 2
В настоящее время реализуется республиканская целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Удмуртской Республике на 2011 - 2015 годы».
Емкость рынка жилищного строительства в Удмуртской Республике определяется величиной платежеспособного спроса населения, желающего улучшить свои жилищные условия. Основываясь на данных Удмуртстата об уровне доходов населения республики, по итогам 2012 года 21,2 процента семей имеют возможность улучшить свои жилищные условия путём приобретения стандартной квартиры площадью 54 кв. метра на одну семью с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования и за счёт своих собственных средств. Таким образом, исходя из существующей численности населения республики (на 1 января 2013 года - 1517692 чел.), расчётный объём платежеспособного спроса на рынке жилищного строительства составляет 5791,5 тысячи кв. метров жилья.
В сложившихся кризисных условиях именно благодаря государственным программам рынок жилья оставался стабильным. Стимулирование спроса на жильё в Удмуртской Республике обеспечивалось за счёт оказания следующих мер государственной поддержки:
предоставление субсидий на приобретение жилья установленным категориям граждан по жилищным сертификатам (вынужденные переселенцы, переселенцы с районов Крайнего Севера, пострадавшие от радиационных аварий и катастроф) за счёт средств федерального бюджета;
предоставление субсидий на приобретение или строительство жилья для ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, за счёт средств федерального бюджета, в том числе предоставление субсидий ветеранам Великой Отечественной войны;
предоставление жилищных займов гражданам за счёт средств бюджета Удмуртской Республики;