В сфере управления земельными ресурсами чрезвычайно важными направлениями работы являются:
повышение эффективности системы государственного и муниципального управления земельными ресурсами на территории Удмуртской Республики, в том числе за счет использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Удмуртской Республики, создания тематических слоев цифровых карт, необходимых для использования в геоинформационных системах органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике;
развитие инфраструктуры, необходимой для проведения кадастровых и землеустроительных работ с целью повышения качества выполнения таких работ и их доступности для граждан;
создание условий и информационного ресурса для проведения работ по подготовке проектов межевания земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон № 101-ФЗ) и проведение работ по выделу земельных участков в случае выдела невостребованных долей и долей, от права собственности на которые собственник отказался, из земельных участков категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», находящихся в общей долевой собственности;
актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель, проведение массовой оценки объектов недвижимого имущества и своевременное внесение сведений об оценке в государственный кадастр недвижимости;
создание актуального, полного, достоверного и доступного государственного кадастра недвижимости в Удмуртской Республике;
формирование земельных участков и регистрация права собственности Удмуртской Республики на них;
повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, оказываемых организациям и гражданам, органам государственной власти Удмуртской Республики и органам местного самоуправления в Удмуртской Республике, в том числе сокращение временных издержек при государственном кадастровом учете объектов недвижимости, получении сведений из государственного кадастра недвижимости, регистрации прав на объекты недвижимого имущества;
обеспечение реализации социальных гарантий, предусмотренных законодательством в отношении отдельных групп граждан.
С введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации на территории Удмуртской Республики планомерно осуществляется разграничение государственной собственности на землю. Основания для государственной регистрации права собственности Удмуртской Республики на земельные участки установлены земельным законодательством Российской Федерации, в соответствии с которым в собственности Удмуртской Республики могут находиться:
земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами;
земельные участки, которые приобретены Удмуртской Республикой по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
земельные участки, которые безвозмездно переданы Удмуртской Республике из федеральной собственности;
земельные участки, право собственности Удмуртской Республики на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. К таким земельным участкам относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Удмуртской Республики, и земельные участки, предоставленные органам государственной власти Удмуртской Республики, а также государственным унитарным предприятиям Удмуртской Республики или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти Удмуртской Республики.
По состоянию на 1 января 2014 года:
в собственности Удмуртской Республики были зарегистрированы 1 037 земельных участков общей площадью 10 847,8 га, на 193 земельных участка общей площадью 1 139,89 га право собственности Удмуртской Республики было прекращено по причине их продажи собственникам зданий, строений, сооружений, приватизации в составе имущественных комплексов государственных унитарных предприятий Удмуртской Республики, передачи в собственность иных публично-правовых образований;
действовал 171 договор аренды земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, 1 078 земельных участков были переданы на праве постоянного (бессрочного) пользования, 12 - на праве ограниченного пользования, 2 - на праве безвозмездного срочного пользования;
поступления в бюджет Удмуртской Республики доходов от сдачи земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, в аренду составили 8 850,68 тысячи рублей;
собственникам объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Удмуртской Республики, были проданы 6 земельных участков общей площадью 2,4 га, поступления от продажи земельных участков в республиканский бюджет составили 1 685,61 тысячи рублей.
В целях реализации социальных задач и инфраструктурных проектов Минимуществом Удмуртии осуществляется резервирование земель и изъятие земельных участков для государственных нужд Удмуртской Республики. На 01 января 2014 года для государственных нужд зарезервирован 651 земельный участок, изъяты 37 земельных участков общей площадью более 37 га.
В Удмуртской Республике законодательно регулируются порядок и условия бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, в том числе граждан, имеющих трех и более детей, а также молодых семей и молодых специалистов. В этих целях приняты Закон Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года № 68-РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики» (далее - Закон № 68-РЗ) и Закон Удмуртской Республики от 30 июня 2011 года № 32-РЗ «О бесплатном предоставлении в собственность молодых семей и молодых специалистов земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в границах сельских населенных пунктов на территории Удмуртской Республики» (далее - Закон № 32-РЗ).
В Удмуртской Республике функционирует институт кадастровых инженеров. Минимущество Удмуртии предоставляет государственную услугу «Выдача квалификационных аттестатов кадастровых инженеров». По состоянию на 01 января 2014 года в Удмуртской Республике могут осуществлять кадастровую деятельность 320 кадастровых инженеров.
Основные проблемы в сфере реализации подпрограммы
1. Несовершенство имеющегося у органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике в настоящее время информационного ресурса для управления земельными ресурсами (в том числе результатов космической деятельности, тематических слоев цифровых карт, необходимых для использования в геоинформационных системах органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, картографических материалов, отражающих современное состояние территории Удмуртской Республики, сведений о границах муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий в Удмуртской Республике) снижает эффективность государственного и муниципального управления земельными ресурсами на территории Удмуртской Республики и тем самым тормозит социально-экономическое развитие республики. Использование картометрического метода позволит существенно снизить затраты, но для этого необходимо наличие цифровой картографической основы.
2. Несовершенство существующих методик государственной кадастровой оценки земель, контроля и мониторинга использования земельных ресурсов в значительной степени препятствует эффективному и экономически обоснованному использованию земельных ресурсов на территории Удмуртской Республики, что, в свою очередь, снижает темпы социально-экономического развития республики.
3. Несовершенство системы учета земельных ресурсов Удмуртской Республики, в первую очередь в части земельных ресурсов до разграничения государственной собственности на землю, необходимой в целях повышения эффективности управления земельными ресурсами Удмуртской Республики.
4. Отсутствие в полном объеме в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, на которых расположены многоквартирные дома, что не позволяет взимать с собственников помещений в таких домах земельный налог. Большая часть земельных участков под многоквартирными домами не выделена из государственной собственности.
5. Наличие земельных участков и земель, используемых без оформления правоустанавливающих документов, земельных участков не используемых или используемых не по целевому назначению, а также земельных участков, использование которых осуществляется с нарушениями требований к рациональному и эффективному использованию земельных ресурсов. Данная проблема ведет к снижению эффективности использования земельных ресурсов, снижению их свойств и качеств в будущем, недополучению бюджетом Удмуртской Республики части доходов от использования земельных ресурсов.