В Удмуртской Республике на конец 2013 года зарегистрировано 1942 некоммерческих организаций (за исключением автономных, бюджетных и казенных учреждений, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий и их структурных подразделений), многие из которых активно взаимодействуют с органами государственной власти Удмуртской Республики.
Федеральным законом от 5 апреля 2010 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций» введено понятие социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО) и предусмотрена их государственная поддержка.
СО НКО признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями), и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике, подготовленным по данным единовременной статистической отчётности по форме № 1-АНО «Основные сведения о деятельности некоммерческой организации», представленным организациями Удмуртской Республики за 2011 год, в Удмуртской Республике в 2011 году 1472 СО НКО. Более половины из них (61,1%) зарегистрированы на территории г. Ижевска, 4,5% - г. Воткинска, 4,2% - г. Глазова, 3,8% - г. Сарапула и 3,5% - Завьяловского района.
Как в целом по Удмуртской Республике (86,6%), так и во всех городских округах и муниципальных районах (от 61,1% до 100%) преобладают СНКО со средней численностью работников (включая внешних совместителей) до 5 человек.
Основными направлениями осуществляемой деятельности СО НКО в 2011 году являлись: «деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта», «социальная поддержка и защита граждан» и «иные виды деятельности». При этом 36,5% организаций осуществляли деятельность не по одному направлению.
Социально-ориентированные организации с такими направлениями деятельности как социальная поддержка и защита граждан, деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности были представлены во всех городах и районах республики. Благотворительную деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества осуществляли организации всех городов и большинства районов, кроме Граховского, Дебёсского, Киясовского и Ярского. Подготовкой населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев занимались только 26 организаций, 20 из которых находятся в Ижевске, 2 - в Глазове, по 1 - в Завьяловском, Игринском, Кизнерском и Увинском районах.
В Удмуртской Республике большинство СО НКО относятся к таким видам экономической деятельности, как предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (1121 организация или 76,2% от общего количества), образование (137 или 9,3%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (107 или 7,3%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (56 или 3,8%).
При этом основными направлениями своей деятельности они выделяют следующие: правозащитную деятельность (61,7%), работу с подростками и молодежью (60%) и с социально уязвимыми категориями населения (35%), охрану материнства и детства (34%), борьбу с алкоголизмом и наркоманией (10%), деятельность в области охраны окружающей среды (3,6%).
Многие организации не функционируют из-за отсутствия или нехватки средств для осуществления своей деятельности. Источниками средств организаций могут быть субсидии, гранты, пожертвования, иные целевые поступления, доходы от предпринимательской деятельности и внереализационные доходы. За 2011 год 73,3% социально ориентированных некоммерческих организаций получили средств и иного имущества на сумму не более 300 тыс. рублей (включая организации, не получившие средств), 19,3% организаций - от 300 тыс. рублей до 3 млн. рублей, 7,4% - свыше 3 млн. рублей. Лишь по виду деятельности «гостиницы и рестораны» 75,0% СО НКО имели поступления свыше 3 млн. рублей.
Во всех городских округах и муниципальных районах республики, за исключением Можгинского и Шарканского районов, более двух третей СО НКО в 2011 году либо вообще не получали средств, либо получили их до 300 тыс. рублей. В Можгинском районе 63,6% организаций получили средств до 300 тыс. рублей (либо вообще не получали средств) и 36,4% организаций получили средств от 300 тыс. рублей до 3 млн. рублей, в Шарканском районе на эти организации приходилось 40,0% и 60,0% соответственно.
Сведения об объемах денежных средств и иного имущества, полученного СО НКО в 2011 году по городским округам и муниципальным районам представлены в таблице 10.
Таблица 10
Объём денежных средств и иного имущества, полученного СО НКО в 2011 году по городским округам и муниципальным районам
Коли- | Из общего количества организаций с объёмом денежных средств и иного имущества, полученного за год | ||||||
до 300 тыс.руб. | свыше 300 тыс.руб. до 3 млн.руб. | свыше 3 млн.руб. | |||||
всего, ед. | в % к итогу | всего, ед. | в % к итогу | всего, ед. | в % к итогу | ||
Удмуртская Республика | 1472 | 1079 | 73,3 | 284 | 19,3 | 109 | 7,4 |
Алнашский район | 14 | 11 | 78,6 | 3 | 21,4 | - | - |
Балезинский район | 23 | 17 | 73,9 | 5 | 21,7 | 1 | 4,3 |
Вавожский район | 9 | 8 | 88,9 | 1 | 11,1 | - | - |
Воткинский район | 15 | 10 | 66,7 | 5 | 33,3 | - | - |
Глазовский район | 11 | 10 | 90,9 | - | - | 1 | 9,1 |
Граховский район | 7 | 6 | 85,7 | 1 | 14,3 | - | - |
Дебесский район | 14 | 12 | 85,7 | 2 | 14,3 | - | - |
Завьяловский район | 51 | 39 | 76,5 | 11 | 21,6 | 1 | 2,0 |
Игринский район | 24 | 17 | 70,8 | 7 | 29,2 | - | - |
Камбарский район | 17 | 13 | 76,5 | 4 | 23,5 | - | - |
Каракулинский район | 11 | 9 | 81,8 | 2 | 18,2 | - | - |
Кезский район | 11 | 9 | 81,8 | 2 | 18,2 | - | - |
Кизнерский район | 9 | 8 | 88,9 | 1 | 11,1 | - | - |
Киясовский район | 8 | 8 | 100,0 | - | - | - | - |
Красногорский район | 7 | 7 | 100,0 | - | - | - | - |
Малопургинский район | 14 | 11 | 78,6 | 3 | 21,4 | - | - |
Можгинский район | 11 | 7 | 63,6 | 4 | 36,4 | - | - |
Сарапульский район | 17 | 15 | 88,2 | 1 | 5,9 | 1 | 5,9 |
Селтинский район | 11 | 10 | 90,9 | 1 | 9,1 | - | - |
Сюмсинский район | 11 | 10 | 90,9 | 1 | 9,1 | - | - |
Увинский район | 24 | 18 | 75,0 | 5 | 20,8 | 1 | 4,2 |
Шарканский район | 5 | 2 | 40,0 | 3 | 60,0 | - | - |
Юкаменский район | 7 | 7 | 100,0 | - | - | - | - |
Якшур-Бодьинский район | 15 | 11 | 73,3 | 3 | 20,0 | 1 | 6,7 |
Ярский район | 7 | 7 | 100,0 | - | - | - | - |
Ижевск | 899 | 631 | 70,2 | 176 | 19,6 | 92 | 10,2 |
Воткинск | 66 | 52 | 78,8 | 8 | 12,1 | 6 | 9,1 |
Глазов | 62 | 45 | 72,6 | 14 | 22,6 | 3 | 4,8 |
Можга | 36 | 28 | 77,8 | 7 | 19,4 | 1 | 2,8 |
Сарапул | 56 | 41 | 73,2 | 14 | 25,0 | 1 | 1,8 |
Для развития СО НКО, активизации их деятельности, в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», им может оказываться поддержка в следующих формах:
финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В 2011 году лишь 14,3% СО НКО республики получили поддержку от органов государственной власти и органов местного самоуправления. При этом 83,8% организаций, получивших такую поддержку, относились к виду экономической деятельности «предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», 7,1% - «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» и 5,2% - «образование».
В муниципальных образованиях поддержка СО НКО органами государственной власти и местного самоуправления происходила неравномерно. Так в Игринском районе в 2011 году её получили 7 организаций (29,2%), в Якшур - Бодьинском районе - 4 организации (26,7%), в Киясовском районе - 2 организации (25,0%), в Камбарском районе - 4 организации (23,5%). В Вавожском, Воткинском, Дебёсском, Малопургинском, Шарканском и Ярском районах поддержку органов государственной власти и местного самоуправления получили только по 1 организации, что составляло от 6,7% до 20,0% их общего числа в районе.
Сведения о распределении СО НКО, получивших поддержку от органов государственной власти и органов местного самоуправления в 2011 году по городским округам и муниципальным районам, представлены в таблице 11.
Таблица 11
Распределение СО НКО, получивших поддержку от органов государственной власти и органов
местного самоуправления в 2011 году по городским округам и муниципальным районам