В целях проведения согласованной государственной социально-экономической политики осуществляется координация деятельности органов местного самоуправления в Удмуртской Республике.
Для координации деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике используются следующие меры:
принятие нормативных правовых актов Удмуртской Республики с рекомендациями для органов местного самоуправления в Удмуртской Республике;
проведение согласительных процедур;
подписание соглашений;
проведение семинаров-совещаний;
работа в рамках комиссий по конкретным вопросам и проектам;
принятие методических рекомендаций;
анализ и мониторинг социально-экономических процессов и явлений в разрезе муниципальных образований.
В целях реализации основных принципов комплексного планирования социально-экономического развития Удмуртской Республики в муниципальных районах и городских округах при методологической поддержке Министерства экономики Удмуртской Республики утверждены и реализуются Программы социально-экономического развития на 2010-2014 годы.
В соответствии с Указом Президента Удмуртской Республики от 26 октября 2009 года № 261 «О программах социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Удмуртской Республики на 2010-2014 годы» ежегодно оценивается эффективность их реализации.
Рассмотрение отчетов по реализации программ проводится на рабочих совещаниях с руководителями органов местного самоуправления.
Целью подведения итогов является определение основных направлений развития территорий на ближайшую перспективу, уточнение проблем, мешающих развитию и определение путей их решения. По результатам заслушиваний вносятся соответствующие корректировки в Программы, направленные на устранение выявленных проблем и достижение принятых обязательств.
В постоянном режиме осуществляется методологическое и консультационное сопровождение разработки прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочный период. Оценка исполнения прогнозных показателей за предшествующий период проводится при подведении итогов реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований.
В связи с принятием Федерального закона от 7 мая 2013 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правовое основание для разработки и реализации долгосрочных целевых программ исключено из бюджетного законодательства Российской Федерации.
Появилась задача по формированию муниципальных программ как нового инструмента, который позволяет осуществить переход к программной структуре бюджетов муниципальных образований.
Основные отличия от применяемых долгосрочных и ведомственных целевых программ заключаются в том, что муниципальная программа:
распространяется непосредственно на сферу деятельности муниципального образования, формируется для реализации установленных федеральным законодательством полномочий органов местного самоуправления, а также переданных государственных полномочий;
имеет непосредственную и абсолютную связь с бюджетом, ресурсное обеспечение муниципальных программ соответствуют возможностям бюджета муниципального образования и субъекта РФ и отражает все затраты на реализацию данных полномочий, в том числе расходы на содержание органов местного самоуправления, поскольку большая часть работы по исполнению полномочий носит управленческий характер;
интегрирует в себя меры муниципального регулирования (в том числе предоставление налоговых льгот), а также механизмы формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений.
Государственное и муниципальное стратегическое планирование не может эффективно осуществляться на отдельных уровнях управления: федеральном, региональном или муниципальном, это должна быть взаимосвязанная комплексная система.
В настоящее время сформирована методологическая база для внедрения разработки муниципальных программ в городах и районах Удмуртской Республики. Проведено обучение специалистов каждого муниципального образования по разработке и формированию муниципальных программ с применением средств автоматизации (учебный тренажер).
Сформирован перечень муниципальных программ, рекомендуемых к разработке, в соответствии с законодательно закреплёнными полномочиями, и обеспечивающий согласованность с государственными программами Удмуртской Республики.
Органы местного самоуправления также получили инструмент для использования в качестве четырех типовых муниципальных программ, разработанных на базе пилотных территорий (г. Сарапул и Сарапульский район).
На особом контроле находятся вопросы, связанные с диверсификацией экономики моногородов Удмуртской Республики (Воткинск, Глазов, Сарапул).
По данному направлению осуществляется координация работ по корректировке и уточнению комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов, мониторинг реализации комплексных инвестиционных планов и социально-экономической ситуации в моногородах Удмуртской Республики в целом.
В результате реализации Комплексных инвестиционных планов в моногородах республики создано 1929 рабочих мест. Уровень безработицы за период действия КИПов сократился от 2 до 4 раз. 20 проектов из 193, включенных в Комплексные планы, реализованы в полном объеме.
С целью привлечения иностранных и российских инвесторов на сайте Внешэкономбанка размещены 9 промышленных инвестплощадок и земельных участков с готовой инфраструктурой, планируется размещение еще 2 площадок.