Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫМ ЖИЛЬЕМ И УСЛУГАМИ ЖКХ НАСЕЛЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (2013 - 2020 ГОДЫ)" (с изменениями на: 06.04.2015)

1. Приоритеты государственной политики, цели, задачи в сфере социально-экономического развития, в рамках которой реализуется государственная программа


Достигнутые результаты государственной жилищной политики и сложившаяся ситуация обусловливают необходимость определения новых стратегических целей и направлений государственной жилищной политики, направленных на преодоление диспропорций на рынке жилья и жилищного строительства, а также в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и создание условий для удовлетворения жилищных потребностей и спроса на жилье различных категорий граждан, в том числе нуждающихся в государственной поддержке.

В рамках государственной программы необходимо мобилизовать все ресурсы (финансовые, земельные, организационные и др.), имеющиеся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, и обеспечить координацию использования этих ресурсов. Такой подход позволит повысить результативность и эффективность государственной жилищной политики.

Государственная программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию условий для удовлетворения на новом более высоком качественном уровне потребностей населения в доступном и комфортном жилье, в том числе путем развития малоэтажного жилищного строительства.

Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", а также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.

Стратегическая цель государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах на период до 2020 года - создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом.

Приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах, направленными на достижение указанной стратегической цели, являются следующие.

Первым приоритетом государственной политики является повышение комфортности проживания населения Удмуртской Республики путем строительства или капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта. Ежегодно в республике утверждаются адресная инвестиционная программа и перечень объектов капитального ремонта, финансируемые за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Формирование адресной инвестиционной программы и перечня объектов капитального ремонта осуществляется с учетом предложений муниципальных образований в Удмуртской Республике. Реализация запланированных мероприятий способствует улучшению среды проживания населения Удмуртской Республики.

Вторым приоритетом является снижение стоимости одного квадратного метра жилья путем увеличения объемов жилищного строительства, в первую очередь, жилья экономического класса.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" будут реализованы меры, направленные на снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, организацию бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса при условии ограничения продажной цены на такое жилье, по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов.

В рамках данного приоритета Удмуртская Республика примет участие в реализации проекта по повышению доступности жилья для экономически активного населения.

Такой проект будет направлен на формирование механизмов удовлетворения потенциального спроса нуждающихся в улучшении жилищных условий домохозяйств, относящихся к экономически активному населению в возрасте от 20 до 45 лет, имеющих сбережения на первоначальный взнос в размере не менее 20 процентов, доходы которых не позволяют приобрести жилье по текущим рыночным ценам с помощью собственных и заемных средств, но позволяют приобрести жилье по фиксированным ценам.

Снижение затрат и рисков строительства жилья экономического класса в рамках реализации приоритетного проекта планируется обеспечить за счет следующих источников:

организационное содействие в выявлении и координации спроса домохозяйств указанных категорий на приобретение жилья экономического класса по фиксированным ценам;

льготные условия предоставления для комплексного освоения в целях жилищного строительства или для жилищного строительства земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности федерального Фонда содействия развитию жилищного строительства, региональной и муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена;

содействие в обеспечении земельных участков коммунальной инфраструктурой, а также при необходимости - социальной инфраструктурой;

обеспечение доступа к кредитным ресурсам для строительства и приобретения жилья;

предоставление типовой проектной документации для жилищного строительства;

содействие застройщику в сокращении сроков прохождения административных процедур;

предоставление застройщику гарантии выкупа нереализованного жилья экономического класса.

Кроме того, в рамках данного проекта предусматривается также оказание поддержки жилищно-строительных кооперативов, в том числе путем предоставления на льготных условиях земельных участков для жилищного строительства.

Реализация проекта позволит внедрить новые технологии массового строительства качественного жилья экономического класса, ценовые параметры которого определены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, разрушить локальные монополии на рынках жилищного строительства и сформировать эффективный конкурентный рынок жилищного строительства, стимулировать внедрение современных технологий жилищного строительства, расширение спроса на жилье с высокими характеристиками энергоэффективности и низкими эксплуатационными издержками.

Проект будет способствовать повышению доступности жилья не только за счет строительства жилья экономического класса, реализуемого по фиксированным ценам ниже рыночных, но и за счет увеличения предложения жилья по рыночным ценам, что в свою очередь позволит стабилизировать рост цен на рынке жилья.

Государственная политика в сфере поддержки массового жилищного строительства будет реализовываться путем повышения эффективности мер градорегулирования и обеспечения жилищного строительства земельными участками, развития механизмов кредитования жилищного строительства, строительства инженерной и социальной инфраструктуры, развития промышленной базы стройиндустрии и рынка строительных материалов, изделий и конструкций, реализации мер технической политики и политики в сфере обеспечения безопасности строительства жилых зданий.

В целях развития конкуренции на рынках жилищного строительства и стройматериалов будут применяться общие антимонопольные меры, а также реализованы меры по снижению барьеров входа на рынок новых участников, расширению возможностей доступа к заемному финансированию жилищного строительства.

Вопрос активизации жилищного строительства тесно связан с вовлечением в оборот земельных участков. Ежегодная потребность в земельных участках для выполнения установленных планов по вводу жилья (2015 год - 790 тысяч кв. метров) составляет порядка 100 га в год. Предусматривается совершенствование законодательного регулирования в целях создания механизмов стимулирования органов местного самоуправления к вовлечению в хозяйственный оборот муниципальных земель в целях строительства, в том числе жилищного.

Органы государственной власти и местного самоуправления должны сосредоточить усилия на решении двух прорывных задач. Первая задача заключается в проведении в значительных объемах капитального ремонта и реконструкции многоквартирных домов с использованием средств собственников жилья, кредитных продуктов банков и различных механизмов государственной поддержки инициативных собственников жилья в энергоэффективной модернизации многоквартирных домов. Решение этой задачи позволит создать более комфортную среду обитания граждан, снизить расходы на оплату энергоресурсов за счет повышения энергоэффективности жилых зданий. Вторая задача связана с техническим обновлением коммунальной инфраструктуры. Это позволит повысить качество коммунальных услуг, обеспечить высокую надежность их предоставления, создать технические и организационные возможности потребителю регулировать объемы потребляемых услуг и оплату по факту их потребления. Решение этой задачи связано с принципиальным улучшением инвестиционного климата в коммунальном секторе. Для снижения инвестиционных рисков особое внимание будет уделено формированию долгосрочной тарифной политики. При этом политические ограничения, связанные с доступностью оплаты жилья и коммунальных услуг, будут формировать существенные риски реализации государственной программы.

С целью стимулирования увеличения объемов жилищного строительства в муниципальных образованиях и повышения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на развитие коммунальной инфраструктуры, предполагается привлечение из федерального бюджета субсидий на развитие коммунальной и социальной инфраструктуры при жилищном строительстве.

В целях создания условий для строительства жилья экономического класса обеспечиваются законодательные условия предоставления земельных участков для такого строительства, которые обеспечивают повышение доступности такого жилья для граждан со средними доходами.