Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 1 июля 2013 года № 272 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Окружающая среда и природные ресурсы (2013 - 2015 годы)»

5.4.1. Характеристика состояния сферы реализации подпрограммы, в том числе основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития


Правовую основу подпрограммы составляют Конституция Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», иные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации и Удмуртской Республики в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

По результатам инвентаризации ГТС прудов (на прудах с площадью зеркала более 5 га) и водохранилищ в республике находятся 218 ГТС, из которых 89 нуждаются в проведении работ по капитальному ремонту.

По состоянию на 1 января 2013 года из 43 потенциально опасных ГТС прудов и водохранилищ требуют капитального ремонта и реконструкции 14 объектов.

Проблемы водохозяйственного комплекса:

опасность затопления и подтопления населённых пунктов и объектов экономики во время прохождения весеннего половодья и дождевых паводков;

аварийное техническое состояние ГТС прудов и водохранилищ;

ухудшающееся качество воды поверхностных водных объектов, являющихся источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения населения;  

береговая эрозия, абразия и оползневые процессы (проблема особенно остро стоит по р. Кама и р. Вятка);

возрастающая антропогенная нагрузка на водные объекты, включая малые реки.

Значимость решения указанных проблем связана с конституционным правом граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение безопасности граждан, включая удовлетворение потребности в доброкачественной питьевой воде, поступающей из поверхностных водоисточников.

Эффективное решение вышеуказанных проблем возможно с применением программного метода, комплексного и системного подхода, обеспечивающего взаимосвязь научного обоснования приоритетных мероприятий, их проектирования и реализации, а также мониторинга ситуации и достигнутых результатов.

Программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях и организовать работу по привлечению средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики и внебюджетных источников, в соответствии с федеральным законодательством.

В Удмуртской Республике в 2011 году 53 728 жителей проживали на территориях, подверженных негативному воздействию вод, при этом длина береговой линии водных объектов в границах поселений составляла 673,1 км.

Непринятие мер по предотвращению разрушения берегов, защите населённых пунктов и объектов экономики от негативного воздействия вод, повышению безопасности ГТС может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций (особенно при прорывах напорного фронта плотин) и возможному материальному ущербу.

Например, только при аварии на ГТС Воткинского водохранилища в г. Воткинске  прямой ущерб составит ориентировочно около 350 млн. рублей, а на проведение восстановительных работ потребуется порядка 2,5 млрд. рублей.  

В результате реализации мероприятий данной подпрограммы в период 2013 - 2017 годов будет обеспечиваться безопасная работа ГТС за счёт выполнения работ по капитальному и текущему ремонту ГТС.

В целях оздоровления Ижевского водохранилища планируется проведение работ по укреплению его берегов и очистке ложа водохранилища от донных отложений. Это позволит достичь улучшения качества воды в Ижевском водохранилище.

В рамках переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений будут выполнены мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия вод в период прохождения паводков.

В части охраны водных объектов и улучшения качества поверхностных вод и их экологического состояния запланировано продолжение работ по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

Вышеуказанные проблемы водохозяйственного комплекса  для решения требуют межведомственного взаимодействия и координации усилий органов государственной власти различных уровней, органов местного самоуправления и организаций, задействованных в развитии водохозяйственного комплекса, что возможно только при использовании программно-целевого метода.