Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 1 июля 2013 года № 272 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Окружающая среда и природные ресурсы (2013 - 2015 годы)»

5.1.1. Характеристика состояния сферы реализации подпрограммы, в том числе основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития


Правовую основу подпрограммы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Удмуртской Республики, законы и иные нормативные правовые акты Удмуртской Республики в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Подпрограмма является инструментом реализации в Удмуртской Республике государственной экологической политики в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов для обеспечения экологической безопасности Удмуртской Республики в условиях развития реальных секторов экономики.

Подпрограмма учитывает основные положения и промежуточные результаты реализации Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы в части обеспечения защиты жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, а также приоритеты социально-экономического развития Удмуртской Республики.

Одним из основных принципов обеспечения экологической безопасности в Удмуртской Республике остаётся принцип ответственности органов государственной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на всей территории.

Удмуртская Республика придерживается позиции, что региональные власти, которые несут ответственность за состояние природных ресурсов на их территории и отвечают перед населением за экологическое благополучие, должны быть наделены полномочиями, позволяющими реально регулировать эти вопросы. В первую очередь, к таким полномочиям относятся осуществление регионального государственного экологического надзора.

В 2012 году в рамках регионального государственного экологического надзора Минприроды УР проведены 345 проверок; выдано 301 предписание об устранении нарушений экологических требований; вынесены 458 постановлений о наложении штрафных санкций, наложено денежных взысканий за нарушения природоохранного законодательства РФ на сумму 1 652,5 тысячи рублей.

В настоящее время в России происходит процесс перехода от непреднамеренного к регулируемому взаимодействию общества с окружающей средой.

Повышение эффективности государственного регулирования ведения хозяйственной деятельности на окружающую среду в целях обеспечения благоприятной среды и экологической безопасности в Удмуртской Республике должно базироваться на экологическом нормировании и контроле качества окружающей среды.

Переход к регулируемым отношениям требует создания новых экоинформационных технологий, во взаимосвязи реализующих процедуры мониторинга (наблюдения, контроля, анализа ситуации и прогноза) и принятия решения.

Осуществление всестороннего и полноценного мониторинга состояния окружающей среды требует решения вопроса дооснащения лабораторий экоаналитического контроля современными компьютеризированными приборно-инструментальными средствами.

В последнее время во всем цивилизованном мире все больше внимания уделяется вопросам эффективности экологического надзора и управления, где важное место занимает соблюдение природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта. Не вызывает сомнений, что основные принципы деятельности, базовые технические и технологические решения нужно выбирать и принимать еще на предпроектной стадии. Именно на этой стадии важно оценить будущее воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду и заложить условия максимального снижения отрицательных аспектов этого воздействия.  Государственная экологическая экспертиза является наиболее эффективным управленческим инструментом рационального природопользования и охраны окружающей среды и служит гарантом в обеспечении реализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность.

За 2012 год Минприроды УР проведена государственная экологическая экспертиза 7 объектов регионального уровня, включая: обосновывающие материалы к лицензиям на обращение с ломом цветных и черных металлов; проекты реконструкции автомобильных дорог, расположенных на землях ООПТ регионального значения; проект допустимых объёмов изъятия объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, в сезоне охоты 2012 - 2013 годов на территории Удмуртской Республики.

В соответствии с  Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействиях на него» Минприроды УР осуществляет выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. За 2012 год выданы 92 разрешения на выбросы хозяйствующим субъектам Удмуртской Республики.