Правовую основу подпрограммы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Удмуртской Республики, законы и иные нормативные правовые акты Удмуртской Республики в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Подпрограмма является инструментом реализации в Удмуртской Республике государственной экологической политики в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов для обеспечения экологической безопасности Удмуртской Республики в условиях развития реальных секторов экономики.
Подпрограмма учитывает основные положения и промежуточные результаты реализации Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы в части обеспечения защиты жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, а также приоритеты социально-экономического развития Удмуртской Республики.
Одним из основных принципов обеспечения экологической безопасности в Удмуртской Республике остаётся принцип ответственности органов государственной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на всей территории.
Удмуртская Республика придерживается позиции, что региональные власти, которые несут ответственность за состояние природных ресурсов на их территории и отвечают перед населением за экологическое благополучие, должны быть наделены полномочиями, позволяющими реально регулировать эти вопросы. В первую очередь, к таким полномочиям относятся осуществление регионального государственного экологического надзора.
В 2012 году в рамках регионального государственного экологического надзора Минприроды УР проведены 345 проверок; выдано 301 предписание об устранении нарушений экологических требований; вынесены 458 постановлений о наложении штрафных санкций, наложено денежных взысканий за нарушения природоохранного законодательства РФ на сумму 1 652,5 тысячи рублей.
В настоящее время в России происходит процесс перехода от непреднамеренного к регулируемому взаимодействию общества с окружающей средой.
Повышение эффективности государственного регулирования ведения хозяйственной деятельности на окружающую среду в целях обеспечения благоприятной среды и экологической безопасности в Удмуртской Республике должно базироваться на экологическом нормировании и контроле качества окружающей среды.
Переход к регулируемым отношениям требует создания новых экоинформационных технологий, во взаимосвязи реализующих процедуры мониторинга (наблюдения, контроля, анализа ситуации и прогноза) и принятия решения.
Осуществление всестороннего и полноценного мониторинга состояния окружающей среды требует решения вопроса дооснащения лабораторий экоаналитического контроля современными компьютеризированными приборно-инструментальными средствами.
В последнее время во всем цивилизованном мире все больше внимания уделяется вопросам эффективности экологического надзора и управления, где важное место занимает соблюдение природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта. Не вызывает сомнений, что основные принципы деятельности, базовые технические и технологические решения нужно выбирать и принимать еще на предпроектной стадии. Именно на этой стадии важно оценить будущее воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду и заложить условия максимального снижения отрицательных аспектов этого воздействия. Государственная экологическая экспертиза является наиболее эффективным управленческим инструментом рационального природопользования и охраны окружающей среды и служит гарантом в обеспечении реализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность.
За 2012 год Минприроды УР проведена государственная экологическая экспертиза 7 объектов регионального уровня, включая: обосновывающие материалы к лицензиям на обращение с ломом цветных и черных металлов; проекты реконструкции автомобильных дорог, расположенных на землях ООПТ регионального значения; проект допустимых объёмов изъятия объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, в сезоне охоты 2012 - 2013 годов на территории Удмуртской Республики.
В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействиях на него» Минприроды УР осуществляет выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. За 2012 год выданы 92 разрешения на выбросы хозяйствующим субъектам Удмуртской Республики.