Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы «Улучшение положения и качества жизни пожилых людей в Удмуртской Республике на 2014 - 2018 годы»


Утверждена
  постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 29 июля 2013 года № 331


Республиканская целевая программа

«Улучшение положения и качества жизни пожилых людей в Удмуртской Республике на 2014-2018 годы»


1. Паспорт республиканской целевой программы
«Улучшение положения и качества жизни пожилых людей в Удмуртской Республике на 2014-2018 годы»

Наименование
республиканской целевой программы

Республиканская целевая программа «Улучшение положения и качества жизни пожилых людей в Удмуртской Республике на 2014-2018 годы» (далее - Программа)

Основание для  разработки  Программы

Поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года № ДМ-П12-51пр (пункт 5);

приказ Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 650 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)» (пункт 3.1 Плана мероприятий);
распоряжение Президента Удмуртской Республики от 30 мая 2013 года № 186-РП «О подготовке и проведении празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Удмуртской Республике»;
распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 18 марта 2013 года № 158-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Удмуртской Республике (2013-2018 годы)» (пункт 3.2 Плана мероприятий);
распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 3 июня 2013 года № 346-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Улучшение положения и качества жизни пожилых людей в Удмуртской Республике на 2014-2018 годы»

Государственный заказчик Программы

Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики

Разработчик Программы

Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики

Исполнители
Программы       

Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики;
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;
Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики;
Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики;
Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики;
Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики;
органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию);
общественные организации (по согласованию)

Основная цель Программы

Создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе внедрения новых форм социального обслуживания; предоставление дополнительных мер социальной поддержки; содействие активному участию пожилых людей в жизни общества и предоставление пожилым людям возможностей для активного самовыражения и саморазвития в интеллектуальной сфере, сфере культурного развития; обеспечение доступности социально-бытовых, социально-медицинских, социально-экономических, социально-правовых, социально-психологических, социально-педагогических услуг; укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания

Основные задачи Программы       

1) выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;
2) развитие системы социальных услуг по уходу за пожилыми людьми, в том числе сети соответствующих учреждений (отделений);
3) расширение практики использования мобильных бригад для оказания неотложных социальных услуг пожилым людям;
4) модернизация материально-технической базы учреждений социального обслуживания пожилых людей;
возможность использования пожилыми людьми спортивных, оздоровительных объектов;
5) разработка новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом темпов старения населения, поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера;
6) усиление координации деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике в части решения актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения

Целевые индикаторы Программы

1) количество организованных акций волонтеров, направленных на удовлетворение первостепенных нужд пожилых людей;
2) количество пенсионеров, получивших материальную помощь в связи с материальным ущербом вследствие пожара и иных стихийных бедствий, на проведение ремонта жилых помещений, зубопротезирования, дорогостоящего лечения;
3) процент охвата диспансеризацией инвалидов и участников Великой Отечественной войны и лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
4) количество граждан пожилого возраста, посетивших «Школы (группы) здоровья» в лечебно-профилактических учреждениях и учреждениях социального обслуживания;
5) количество учреждений социального обслуживания, оснащенных мебелью, современным реабилитационным оборудованием, спортивным инвентарем;
6) количество граждан пожилого возраста, обслуженных мобильными бригадами социального обслуживания;
7) количество спортивных мероприятий с участием пожилых людей;
8) количество граждан пожилого возраста, посетивших «Университеты третьего возраста»;
9) количество специалистов учреждений социального обслуживания, прошедших обучение, повышение квалификации, переподготовку;
10) доля граждан пожилого возраста, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания, в общем числе граждан пожилого возраста, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания;
11) доля граждан пожилого возраста, удовлетворенных качеством предоставляемых социальных услуг, в общем числе граждан пожилого возраста, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания

Сроки и этапы реализации Программы

2014-2018 годы
Поэтапная реализация Программы не предусмотрена

Объемы и  источники  финансирования  Программы  

     Общий объем финансирования Программы из бюджета Удмуртской Республики составляет 18647920,6 тыс. рублей, в том числе по годам:
     2014 год - 3542119,1 тыс.рублей;
     2015 год - 3775377,4 тыс.рублей;
     2016 год - 3758286,2 тыс.рублей;
     2017 год - 3777775,1 тыс.рублей;
     2018 год - 3794362,8 тыс.рублей;
     из них:
- текущее финансирование на предоставление мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста - 18547444,2 тыс.рублей, в том числе по годам:
     2014 год - 3528432,8 тыс.рублей;
     2015 год - 3728206,9 тыс.рублей;
     2016 год - 3745326,5 тыс.рублей;
     2017 год - 3763301,5 тыс.рублей;
     2018 год - 3782176,5 тыс.рублей;
- на реализацию мероприятий Программы - 100476,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
     2014 год - 13686,3 тыс.рублей;
     2015 год - 47170,5 тыс.рублей;
     2016 год - 12959,7 тыс.рублей;
     2017 год - 14473,6 тыс.рублей;
     2018 год - 12186,3 тыс.рублей.
Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности   

     Основным объективным показателем реализации Программы является увеличение количества граждан пожилого возраста, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания, доли пожилых людей, удовлетворенных качеством предоставляемых социальных услуг.
     Будут достигнуты следующие качественные и количественные результаты по направлениям Программы:
1) внедрение механизма частно-государственного партнерства в систему социального обслуживания;
2) улучшение (стабилизация) состояния здоровья обслуживаемых граждан, увеличение продолжительности их жизни;
3) укрепление межведомственного взаимодействия по решению проблем пожилых людей;
4) осуществление единовременной денежной выплаты ветеранам Великой Отечественной войны в связи с 70-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
5) улучшение материального положения граждан пожилого возраста - получателей мер социальной поддержки;
6) повышение уровня медицинского обслуживанияё укрепление здоровья и медицинская реабилитация пожилых людей;
7) поддержание жизнеспособности и активности граждан пожилого возраста;
8) укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания;
9) повышение качества и доступности оказываемых социальных услуг пожилым людям;
10) обеспечение доступа к государственным услугам в электронном виде, подготовка пожилых людей к пользованию компьютером и «Интернетом»;
11) создание условий для занятий физической культурой, спортом; увеличение показателя удельного веса занимающихся физической культурой и спортом;
12) создание возможностей для пожилых людей и маломобильных групп населения развивать и использовать свои спортивные, творческие и художественные потенциалы (культурно-спортивными мероприятиями ежегодно будет охвачено более 80,0 тысяч пожилых людей и инвалидов);
13) повышение престижа профессий в сфере социального обслуживания;
14) информационное, правовое и методическое обеспечение системы социальной защиты пожилых людей


2. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа


В условиях глобальных социально-экономических преобразований одним из показателей устойчивого развития Удмуртской Республики является снижение уровня социальной напряженности, характеризующееся повышением качества жизни пожилых людей.

Общая численность населения Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2013 года составила 1 517 692 человека. Одной из особенностей демографической ситуации в Удмуртской Республике, как и в Российской Федерации, является старение населения и увеличение численности пенсионеров. В Удмуртской Республике доля лиц, получающих пенсии, по состоянию на 1 января 2013 года  составила 27,8 % (на 1 января 2010 года  - 26,6%). Таким образом, пожилые люди - самая быстрорастущая возрастная группа в общей численности населения.

На 1 марта 2013 года в республике проживают 422 тысячи пенсионеров, в том числе: участников и инвалидов Великой Отечественной войны - 1 799 чел.; тружеников тыла - 28 954 чел., вдов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны - 3 053 чел.

Доля сельского населения республики в 2012 году по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 0,1% и составила 31,0% от общей численности населения, но при этом прослеживается устойчивая тенденция увеличения доли  нетрудоспособного населения среди сельских жителей (в 2012 году - 40,7%, в 2010 году - 39,5%). Немаловажную роль в этом сыграли и социальные факторы.

Процесс распада семейных связей также накладывает отпечаток на место пожилого человека в семье и в обществе в целом, процесс старения сопровождается одиночеством в связи с утратой супруга, разрыва родственных связей, невозможностью или нежеланием близких осуществлять необходимую помощь и уход за престарелым человеком. Так, в республике проживают более 138 тысяч граждан, ведущих индивидуальное хозяйство, из них 71,9 тысячи - лица старше трудоспособного  возраста. На обслуживании в учреждениях социального обслуживания находятся более 8 тысяч одиноко проживающих пожилых людей (11,1% от общего количества одиноко проживающих граждан старше трудоспособного  возраста), из них  более 2 тысяч - старше 80 лет. Попадая в разряд пенсионеров большое количество российских пожилых людей, к сожалению, вынуждены отказаться от привычного образа жизни, сложившихся стандартов потребления, снизить уровень социальных и культурных притязаний, перейти в иной социальный статус.

Сегодня для решения проблем пожилых людей и инвалидов в республике открыто 10 государственных стационарных учреждений, муниципальное стационарное учреждение социального обслуживания города Можги «Ветеран», 34 муниципальных центра социального обслуживания, а также свыше 200 различных подразделений в структуре центров социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги пожилым людям, инвалидам:

39 социально-реабилитационных отделений граждан пожилого возраста и инвалидов на 903 места;

27 специальных домов для одиноких престарелых на 744 места;

102 отделения социального обслуживания на дому;

39 отделений срочного социального обслуживания;

3 социальные гостиницы для лиц без определенного места жительства и занятий.

В 2012 году учреждениями социального  обслуживания были оказаны социальные услуги более 250 тысячам пожилых людей.

В 10 государственных стационарных учреждениях проживают 2884 гражданина пожилого возраста и инвалидов, из них 45% нуждаются в постоянном постороннем уходе, 65,4% недееспособны. Это тяжелобольные люди, 90% которых страдает психическими расстройствами. По состоянию здоровья они могут проживать только в учреждениях, где обеспечен уход и созданы условия жизнедеятельности, соответствующие их возрасту и состоянию здоровья. Ежегодно на обслуживание принимаются свыше 260 граждан. Для совершенствования социальной поддержки и улучшения качества обслуживания престарелых граждан, инвалидов, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, в учреждениях созданы и функционируют с 1996 года отделения милосердия, являющиеся их структурными подразделениями. Сегодня таких отделений 21, на 25 мест каждое, где проживают 542 человека, потребность в таких отделениях составляет дополнительно 16 отделений.

Социальными услугами обеспечиваются нуждающиеся граждане, не имеющие противопоказаний к социальному обслуживанию, ежегодно они  оказываются  более 250 тысячам пожилых людей. Однако на 1 января 2013 года очередность на социальное обслуживание на дому составляла 134 человека, очередность в психоневрологические интернаты - 65 человек.

Проблемы пожилых людей и инвалидов проявляются в низком совокупном доходе, одиночестве, а для сельских жителей усугубляется и таким фактором, как удаленность от районного центра. Основной целью органов социальной защиты населения является осуществление мер по улучшению положения малообеспеченных и социально уязвимых категорий и групп населения на основе адресного подхода к решению имеющихся проблем, развитие различного рода услуг и применение новых социальных технологий. С учетом необходимости оперативной адресной социальной помощи пожилым людям, в том числе проживающим в удаленных сельских районах, применяются разнообразные модели мобильной социальной службы. Мобильные бригады обеспечивают пожилых людей социальными и отдельными медицинскими услугами, выполнение которых возможно по месту проживания граждан. В 2012 году в республике совершено 2 308 выездов мобильной бригады, 11 300 гражданам пожилого возраста и инвалидам оказано 31 545 социальных услуг. Внедрение инновационных форм социального облуживания позволит повысить удовлетворенность пожилых граждан качеством предоставляемых социальных услуг.

Увеличение количества пожилых людей порождает ряд трудноразрешимых проблем, таких как недостаточное развитие материально-технической базы региональной сети учреждений социального обслуживания (необходимость ее расширения, приобретения современного реабилитационного оборудования, спортивного инвентаря). Решение этих проблем позволит значительно улучшить качество социального обслуживания пожилого населения и сократить очередность на стационарное обслуживание.

Остается острой проблема обеспеченности социальных служб квалифицированными кадрами, имеющими подготовку социально-геронтологического профиля. В настоящее время создано большое количество профессиональных технологий социального обслуживания, способных улучшить жизнь пожилого населения. Проблемой является возможность внедрения и распространения данного опыта в практику предоставления услуг пожилым людям.

Дефицит квалифицированных кадров связан с низким уровнем оплаты труда, не соответствующим напряженности и интенсивности работы.

В 2012 году общая численность работников отрасли составила 6 754 человека, штатная численность социальных работников системы социальной защиты населения составила 2072 человека. В 2012 году размер среднемесячной заработной платы социальных работников составил 6 472 руб., или 35,2% к уровню среднемесячной заработной платы по Удмуртской Республике.

Недостаточно развит рынок социальных услуг. Незначительно участие в предоставлении социальных услуг негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев. Для снижения бюджетных затрат республики и решения проблем качества жизни пожилых людей необходимо формирование качественно новой институциональной среды, в которой отношения между государственным сектором и бизнесом стали бы отношениями равных, взаимно уважающих и доверяющих друг другу партнеров. Только в такой среде принципиально возможно широкое и плодотворное развитие государственно-частного партнерства, относящееся к рисковой форме сотрудничества. Внедрение модели частно-государственного партнерства в сфере социального обслуживания может обеспечить значительный вклад в решение проблем социальной защиты пожилых граждан в Удмуртской Республике. В настоящее время в республике отсутствует региональное нормативно-правовое обеспечение, регулирующее отношения в сфере государственно-частного партнерства. Разработка механизма оказания социальных услуг с участием частно-государственного и общественно-государственного партнерства позволит обеспечить взаимовыгодные отношения между государственными (в лице органов управления и государственных организаций) и негосударственными (представляющими частный сектор и гражданское общество) структурами.

Важное значение имеют меры, направленные на предоставление пожилым людям возможностей для активного самовыражения и саморазвития в интеллектуальной сфере, сфере культурного развития. Проведение общественно значимых мероприятий способствует поддержке пожилых людей, пропаганде здорового и активного образа жизни, обмену достижениями в области культуры и искусства.