Обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения - это составная часть социальной политики государства.
Одним из важных социальных индикаторов, применяемым для объективной характеристики уровня жизни, является доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения.
Этот показатель отражает уровень благосостояния населения, в том числе уровень бедности.
В 2012 году по отношению к 2011 году доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, снизилась на 2,4 процентных пункта и составила 11,6%, что указывает на улучшение благосостояния населения республики. Среди субъектов Приволжского федерального округа (далее - ПФО) Удмуртская Республика по уровню бедности в 2012 году занимала 4 место (1 место соответствует наименьшему показателю по численности населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума).
По прогнозу, к 2020 году соответствующая доля населения составит 10 %, что в 1,2 раза ниже уровня 2012 года.
Основой для расчета вышеуказанного показателя служит величина прожиточного минимума, которая характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Для определения черты бедности в республике и оказания органами социальной помощи малообеспеченным категориям граждан Правительством Удмуртской Республики ежеквартально утверждается величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения.
В 2013 году величина прожиточного минимума в расчете на душу населения составила 6 281 рубль и возросла на 13,2 % против уровня предыдущего года.
В прогнозируемом периоде также ожидается рост величины прожиточного минимума как в расчете на душу населения, так и по каждой социально-демографической группе населения (трудоспособное население, пенсионеры и дети). К 2020 году ожидаемый рост величины прожиточного минимума составит 1,97 раза по сравнению с уровнем 2012 года.
Приближение минимальных социальных гарантий к величине прожиточного минимума является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, имеют право на государственную социальную помощь.
В этой связи особую важность приобретает работа по актуализации потребительской корзины, необходимой для установления величины прожиточного минимума.
Актуализация потребительской корзины обусловлена фактическими изменениями в потреблении малоимущего населения, связанными с расширением платности в отраслях социальной сферы, осуществлением мер по отмене льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатному проезду на транспорте.
Другим индикатором, определяющим достигнутый уровень жизни населения, является показатель «Реальные располагаемые денежные доходы населения». Он отражает реально используемый и накапливаемый объем материальных благ и услуг на душу населения. Увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения свидетельствует о превышении темпов роста доходов населения по сравнению с темпами роста инфляции. При сохранении существующей тенденции развития региональной экономики рост реальных располагаемых денежных доходов населения к 2020 году составит 1,4 раза по сравнению с уровнем 2012 года.
Реализация государственной политики в области уровня жизни и денежных доходов населения позволит максимально смягчить возможные негативные последствия экономических преобразований и не допустить снижения уровня благосостояния населения республики. Тем самым будут созданы основы для последовательного сокращения масштабов бедности, «разрывов» в уровне жизни различных социальных групп и условия для реального роста денежных доходов населения.
Работа Министерства труда Удмуртской Республики в данном направлении основывается на следующей нормативной правовой базе: