Недействующий

Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие социально-трудовой сферы Удмуртской Республики (2013-2015 годы)» (с изменениями на 16 апреля 2014 года)

2.1.1 Характеристика состояния сферы реализации подпрограммы,
в том числе основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

Обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения - это составная часть социальной политики государства.

Одним из важных социальных индикаторов, применяемым для объективной характеристики уровня жизни, является доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения.

Этот показатель отражает уровень благосостояния населения, в том числе уровень бедности.

В 2012 году по отношению к 2011 году доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, снизилась на 2,4 процентных пункта и составила 11,6%, что указывает на улучшение благосостояния населения республики. Среди субъектов Приволжского федерального округа (далее - ПФО) Удмуртская Республика по уровню бедности в 2012 году занимала 4 место (1 место соответствует наименьшему показателю по численности населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума).

По прогнозу, к 2020 году соответствующая доля населения составит 10 %, что в 1,2 раза ниже уровня 2012 года.

Основой для расчета вышеуказанного показателя служит величина прожиточного минимума, которая характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Для определения черты бедности в республике и оказания органами социальной помощи малообеспеченным категориям граждан Правительством Удмуртской Республики ежеквартально утверждается величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения.

В 2013 году величина прожиточного минимума в расчете на душу населения составила 6 281 рубль и возросла на 13,2 % против уровня предыдущего года.

В прогнозируемом периоде также ожидается рост величины прожиточного минимума как в расчете на душу населения, так и по каждой социально-демографической  группе населения (трудоспособное население, пенсионеры и дети). К 2020 году ожидаемый рост величины прожиточного минимума составит 1,97 раза по сравнению с уровнем 2012 года.

Приближение минимальных социальных гарантий к величине прожиточного минимума является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, имеют право на государственную социальную помощь.

В этой связи особую важность приобретает работа по актуализации потребительской корзины, необходимой для установления величины прожиточного минимума.

Актуализация потребительской корзины обусловлена фактическими изменениями в потреблении малоимущего населения, связанными с расширением платности в отраслях социальной сферы, осуществлением мер по отмене льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатному проезду на транспорте.

Другим индикатором, определяющим достигнутый уровень жизни населения, является показатель «Реальные располагаемые денежные доходы населения».  Он отражает реально используемый и накапливаемый объем материальных благ и услуг на душу населения. Увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения свидетельствует о превышении темпов роста доходов населения по сравнению с темпами роста инфляции. При сохранении существующей тенденции развития региональной экономики рост реальных располагаемых денежных доходов населения к 2020 году составит 1,4 раза по сравнению с уровнем 2012 года.

Реализация государственной политики в области уровня жизни и денежных доходов населения позволит максимально смягчить возможные негативные последствия экономических преобразований и не допустить снижения уровня благосостояния населения республики. Тем самым будут созданы основы для последовательного сокращения масштабов бедности, «разрывов» в уровне жизни различных социальных групп и условия для реального роста денежных доходов населения.

Работа Министерства труда Удмуртской Республики в данном направлении основывается на следующей нормативной правовой базе:

Закон Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года № 68-РЗ «О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы»;

Закон Удмуртской Республики от 24 апреля 2001 года № 18-РЗ «О прожиточном минимуме в Удмуртской Республике»;

Закон Удмуртской Республики от 3 апреля 2013 года № 17-РЗ «О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения Удмуртской Республики».