Недействующий

Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие социально-трудовой сферы Удмуртской Республики (2013-2015 годы)» (с изменениями на 16 апреля 2014 года)

2.6.1. Характеристика состояния сферы социально-экономического развития, в рамках которой
 реализуется подпрограмма, в том числе основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

Прямые экономические потери из-за неудовлетворительных условий и охраны труда в России ежегодно достигают порядка 2 трлн. рублей, или 4,2 % валового внутреннего продукта, поэтому безопасность производства - это важнейшая экономическая и социальная задача.

Актуальность и значение по решению задач в области охраны труда подчеркнута в выступлении 5 апреля 2011 года на совещании по вопросам улучшения условий труда рабочих Президентом Российской Федерации, который отметил, что улучшение условий труда рабочих - это одна из важнейших составляющих модернизации нашей экономики в целом.

Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и направлена на предотвращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Эффективное решение этих задач затрудняет целый ряд причин, в том числе старение основных фондов и недостаточное финансирование мероприятий улучшения условий и охраны труда.

Сохранение здоровья работающего населения является одним из важнейших элементов, определяющих экономическое развитие Удмуртии. Потеря трудоспособности работающих вследствие травм на производстве и профессиональных заболеваний вносит дефицит трудовых ресурсов, что, в свою очередь, объективно влияет на устойчивость финансово-экономической и ресурсной стабильности Удмуртской Республики.

Несмотря на положительные результаты изменения состояния производственного травматизма, ситуация в сфере условий и охраны труда в Удмуртской Республике остается достаточно напряженной. Число несчастных случаев на производстве со смертельным исходом продолжает оставаться высоким. Так в 2007 году в несчастных случаях на производстве погиб 51 человек, в 2008 году - 33 человека, в 2009 и 2010 годах -  ежегодно по 34 человека, в 2011 году - 32 человека, а в 2012 году - 24 человека.

Сведения, характеризующие состояние охраны труда в Удмуртской Республике, приведены в таблице 5.

Таблица 5

Сведения,  характеризующие состояние охраны труда в Удмуртской Республике в 2007-2012 годах

№ п/п

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1

Численность пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, чел.
(по данным Удмуртстата)

1313

1133

899

912

858

725

2

Численность пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в расчете на 1000 работающих, чел. (по данным Удмуртстата)

3,9

3,5

3,1

3,1

3,1

2,5

3

Численность пострадавших со смертельным исходом (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике), чел.

33

17

18

12

13

10

4

Численность пострадавших со смертельным исходом (по данным Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике), чел.

51

33

34

34

32

24

5

Численность застрахованных, пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, чел. (по данным ГУ-регионального отделения ФСС РФ по Удмуртской Республике)

1650

1415

1212

1204

1137

974

6

Численность застрахованных, пострадавших при несчастных случаях на производстве, в расчете на 1000 застрахованных, чел.

2,3

2,02

1,8

1,9

1,79

1,58

7

Число дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в расчете на 1 пострадавшего, дней (по данным Удмуртстата)

35,8

43,1

39,6

38,9

41,3

40,7

8

Средства, израсходованные на мероприятия по охране труда в расчете на 1 работающего, руб. (по данным Удмуртстата)

4194,5

5488,4

4992,5

11161

7007,6

7307

9

Численность обученных по охране труда руководителей и специалистов организаций, чел.

12314

12975

10360

12500

12550

13690

10

Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеничес-ким нормативам условий труда,               в процентах

23,3

25,8

26,5

26,5

30,9

33,5

11

Количество аттестованных рабочих мест по условиям труда, шт.

1236

9343

9025

9214

13249

21975


Несмотря на то, что потери рабочего времени вследствие временной нетрудоспособности из-за травм на производстве и профессиональных заболеваний в 2012 году снизились в сравнении с 2011 годом на 6052 дня, данный показатель по-прежнему остается высоким - 52287 дней.

В Удмуртской Республике наблюдается динамика снижения численности пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в расчете на 1000 работающих (далее - уровень производственного травматизма), несмотря на это, уровень производственного травматизма в Удмуртской Республике остается относительно высоким. Так в 2011 году данный показатель в Удмуртской Республике превысил показатель Российской Федерации на 47,6  %, а показатель Приволжского федерального округа -  на 55 %.

Уровень производственного травматизма в Российской Федерации,  Приволжском федеральном округе и Удмуртской Республике в 2006-2012 годах по данным Росстата приведен в таблице 6.  

Таблица 6

Уровень производственного травматизма  в 2006-2012 годах (по данным Территориального органа
Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике)

Территория

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Российская Федерация

2,9

2,7

2,5

2,1

2,2

2,1

1,9

Приволжский федеральный округ

2,9

2,7

2,6

2,3

2,0

2,0

1,8

Удмуртская Республика

4,3

3,9

3,5

3,1

3,1

3,1

2,5


По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике о производственном травматизме за 2012 год среди 14 регионов Приволжского федерального округа Удмуртская Республика находилась:

по числу пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих - на 12 месте, с коэффициентом частоты 2,5;

     по числу пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих - на 1 месте, с коэффициентом частоты 0,034;
     по числу дней нетрудоспособности пострадавших в расчете на 1 пострадавшего - на 6 месте, с коэффициентом тяжести 40,7;
     по удельному весу работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, - на 10 месте, с показателем 33,5 %.

Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Удмуртской Республике показывает, что основной  причиной их возникновения является неудовлетворительная организация работодателем и его должностными лицами производства работ. Многие руководители не владеют необходимыми знаниями трудового законодательства, в том числе законодательства в области охраны труда, часто игнорируют его. Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности еще не стало основным принципом для работодателей.

К другим причинам возникновения несчастных случаев на производстве относятся: недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда, нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств.

Результаты надзорной деятельности Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике свидетельствуют о том, что проблема соблюдения законности в трудовой сфере и обеспечении безопасных условий труда работников сохраняется. По данным Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике наибольшими типичными нарушениями государственных нормативных требований охраны труда в 2012 году явились:

недостаточный уровень обучения по охране труда руководителей и специалистов организаций и, как следствие, неудовлетворительные знания ими требований трудового законодательства, в том числе и законодательства в области охраны труда;

низкий уровень трудовой и производственной дисциплины, не соответствующий степени опасности современных производств;

непроведение работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда с целью фактического определения условий труда на рабочих местах и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

снижение относительно установленного законодательством финансирования работодателями мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда.