Недействующий

Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие социально-трудовой сферы Удмуртской Республики (2013-2015 годы)» (с изменениями на 16 апреля 2014 года)

2.4.1. Характеристика состояния сферы социально-экономического развития, в рамках которой реализуется подпрограмма,
в том числе основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

Основной целью государственной политики Удмуртской Республики в области доходов населения и трудовых отношений в соответствии с Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы является недопущение снижения достигнутого уровня жизни и создания условий для улучшения социального благополучия и качества жизни.

Правовой основой развития системы социального партнерства в Удмуртской Республике являются: Трудовой кодекс Российской Федерации (гл. 3-9, 61), Закон Удмуртской Республики от 18 декабря 2002 года № 72-РЗ «О социальном партнерстве в Удмуртской Республике», который определяет порядок организации социального партнерства в Удмуртской Республике, правовую основу деятельности республиканской, отраслевых и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, Указ Президента Удмуртской Республики от 16 мая 2006 года № 69 «О Республиканском координационном совете по вопросам соблюдения трудовых прав и легализации доходов участников рынка труда в Удмуртской Республике», Указ Президента Удмуртской Республики от 13 сентября 2011 года № 186 «О Координаторе Удмуртской республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 14 декабря 2009 года № 1070-р «Об Удмуртской республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 11 марта 2013 года № 140-р «О Плане практических мероприятий по реализации Удмуртского республиканского трехстороннего соглашения между Правительством Удмуртской Республики, республиканскими объединениями работодателей и Федерацией профсоюзов Удмуртской Республики на 2013-2015 годы».

Социальное партнерство - система взаимоотношений (коллективные переговоры, консультации, участие работников в управлении организаций, досудебное разбирательство трудовых споров) между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

     Основной формой социального партнерства являются трехсторонние (двухсторонние) переговоры по установлению и регулированию социально-трудовых отношений, органы социального партнерства - это постоянно действующие двух и трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В сферу данного процесса включаются вопросы по заработной плате, условиям труда, социальным гарантиям (отпуска, рабочее время, разного рода компенсационные и поощрительные выплаты), занятости, защите социально уязвимых слоев и групп, экология, трудовые споры - это, конечно, не полный перечень вопросов, который попадает в сферу коллективно-договорного регулирования, в сферу социального партнерства.

     В последнее время (15-20 лет) как в Российской Федерации, так и в Удмуртской Республике повышенное внимание уделяется трехсторонним отношениям, где в качестве третьей стороны выступают органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В Удмуртской Республике осуществляет деятельность Удмуртская республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия). На территориальном уровне созданы районные и городские трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Во всех городских округах и муниципальных районах в Удмуртской Республике сформированы территориальные трехсторонние комиссии.  

     Действует Удмуртское республиканское трехстороннее соглашение на 2013-2015 годы (далее - Соглашение). Во всех городских округах и муниципальных районах в Удмуртской Республике приняты соглашения, которые прошли уведомительную регистрацию в Министерстве труда Удмуртской Республики. На всех уровнях социального партнерства в республике действуют 52 соглашения (трехсторонние, отраслевые территориальные и отраслевые республиканские).

Коллективный договор является основным локальным нормативным актом, регулирующим социально-трудовые отношения в конкретной организации, он является продолжением трудового законодательства. Министерство труда Удмуртской Республики в соответствии с законодательством занимается уведомительной регистрацией коллективных договоров и соглашений, осуществляет контроль их выполнения и соответствия законодательству. В 2013 году прошли уведомительную регистрацию 387 коллективных договоров и 507 изменений и дополнений к ним.

По итогам 2013 года на территории Удмуртской Республики действуют 2023 коллективных договора, 1227 коллективных договоров прошли уведомительную регистрацию, или 60,7 %. Процент охвата работающих коллективными договорами в 2013 году составил  77,6 %. Недостаточное знание законодательства о труде, влекущее большое количество нарушений в этой отрасли, является одной из проблем по включению в социальное партнерство в сфере труда представителей малого и среднего бизнеса.

Охват работников коллективно-договорным регулированием к среднесписочной численности работников в Удмуртской Республике представлен на графике 1.

График 1


В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации Министерство труда Удмуртской Республики является органом, участвующим в урегулировании коллективных трудовых споров.

На сегодняшний день в Удмуртской Республике имеет место проблема несвоевременной выплаты заработной платы. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике просроченная задолженность по заработной плате в организациях в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2014 года составила 8,46 млн. рублей перед 1523 работниками, по сравнению с 1 января 2013 года уменьшилась в 2 раза. Динамика просроченной задолженности по заработной плате работников организаций представлена на графике 2.  

График 2


Динамика численности работников, перед которыми имеется просроченная задолженность по заработной плате, представлена на графике 3.

График 3

   

       По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2014 года просроченная задолженность имеется на 5 предприятиях. Наибольшая просроченная задолженность по заработной плате приходится на ЗАО «Ижметмаш» - 4,9 млн. руб., перед 1293 работниками, что составляет 58,4 % всей задолженности по республике.

На 1 января 2014 года среди 14 регионов ПФО по уровню просроченной задолженности по заработной плате Удмуртская Республика занимает 9 место.

В Удмуртской Республике существует проблема легализации заработной платы. Министерство труда Удмуртской Республики обеспечивает организационно-техническую деятельность Республиканского координационного совета по вопросам соблюдения трудовых прав и легализации доходов участников рынка труда в Удмуртской Республике (далее - Совет), состав которого утвержден Указом Президента Удмуртской Республики от 16 мая 2006 года № 69 «О Республиканском координационном совете по вопросам соблюдения трудовых прав и легализации доходов участников рынка труда в Удмуртской Республике». На заседания Совета приглашаются руководители организаций, имеющие проблемы несвоевременной выплаты заработной платы работникам и не осуществляющие своевременные платежи в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Обсуждается вопрос по повышению уровня оплаты труда работников организаций и легализации заработной платы.

Во всех муниципальных образованиях в Удмуртской Республике созданы советы (комиссии), которые проводят работу, аналогичную Республиканскому координационному совету по вопросам соблюдения трудовых прав и легализации доходов участников рынка труда в Удмуртской Республике. На заседаниях Совета заслушиваются главы муниципальных образований в Удмуртской Республике о проделанной работе.

Подпрограмма направлена на создание условий для стабильного функционирования системы социального партнерства в Удмуртской Республике, расширения сферы регулирования социально-трудовых отношений с помощью договорных отношений, отсутствия коллективных трудовых споров на территории республики, отсутствия системной задолженности по выплате заработной платы, роста заработной платы и стабильности в обществе.