Действующий

Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области (с изменениями на 6 февраля 2023 года)

1.2 Вводная часть


Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации является обязательным документом территориального охотустройства.

1.2.1 Цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Ульяновской области


Территориальное охотустройство осуществляется в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направлено на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации.

В схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации определяются цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов.

Эти положения закреплены федеральным законодателем в Федеральном законе от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об охоте").

В соответствии с этими положениями, процесс составления Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области (далее - Схема охотугодий) состоит в выделении, обосновании, согласовании и формулировании целей, достижение которых будет обеспечивать рациональное использование и сохранение охотничьих ресурсов, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства области.

Таким образом, целью планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов является одновременное обеспечение как устойчивого существования охотничьих ресурсов (популяций охотничьих животных) и среды их обитания, так и устойчивого осуществления охоты и других видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Основанием для проектно-изыскательских работ является государственный контракт N 23 ГК от 10 декабря 2018 года.

1.2.2 Методологические подходы в планировании в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Ульяновской области


Конституция Российской Федерации устанавливает, что вопросы пользования природными ресурсами, природопользование в целом, а также охрана окружающей среды и особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 72).

Федеральный закон "Об охоте" отнес (ст. 34) утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации к собственным (не делегированным) полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Такое разграничение полномочий позволяет учесть при территориальном охотустройстве особенности каждого региона.

При составлении Схемы охотугодий применяются следующие общие подходы к размещению, охране и использованию охотугодий, прошедшие начальную апробацию при проведении территориального охотустройства в различных регионах страны.

В регионе с развитой сетью железнодорожных и водных путей сообщения, автомобильных дорог с твердым и улучшенным покрытием и высоким уровнем автомобилизации населения задачи равномерного распределения охотничьего пресса по территории охотничьих угодий решаются иначе, чем в регионе с неразвитой транспортной сетью и низкой мобильностью населения. Существенное значение имеет и распределение населения по территории: в субъектах Российской Федерации, где до половины и более населения сосредоточено в локальных промрайонах и крупных населенных пунктах, расположенных на границах региона, требуется иной подход к размещению и использованию охотугодий, чем в регионах с равномерным распределением населения и(или) центральным расположением крупных поселений и густонаселенных районов.

Практика предоставления охотничьих угодий для создания отдельными лицами или группами лиц охотхозяйств с ограниченным доступом или высокими тарифами на предоставление охоты имеет различные социальные последствия в регионах, отличающихся уровнем обеспеченности охотничьими угодьями (площадью доступных охотничьих угодий в расчете на одного охотника) и уровнем среднедушевых доходов (а также расслоением населения по этому показателю). В регионах с резкими различиями в плотности населения и в уровне доходов различных его слоев необходимо, во избежание обострения социальной напряженности, особое внимание к размещению и соотношению закрепленных и общедоступных охотничьих угодий в различных районах.

В регионах (и отдельных районах регионов) с незначительной или отсутствующей крупной индустрией охота, в комплексе с рыболовством, собирательством и другими формами использования живых ресурсов дикой природы, может иметь важное экономическое значение для населения, в других - преимущественно рекреационное, что требует различных подходов к планированию. Существенное значение имеют также этнические различия регионов и их районов, миграционные процессы, оформленность и устойчивость охотничьего наследия, традиций и обычаев.

К числу показателей, подлежащих оценке и сопоставлению в рамках территориального охотустройства, относятся:

а) численность и, особенно, плотность населения, а также: доля городского и сельского населения; равномерность распределение населения по территории; мобильность населения (парк моторных транспортных средств, находящихся в собственности граждан; густота и качество дорожной сети; развитие общественного транспорта - автомобильного, железнодорожного, водного);

б) площадь и качество охотничьих угодий, а также их: сложившееся распределение на общедоступные и закрепленные (с учетом институциональной принадлежности - массовые общественные объединения и клубы; муниципальные предприятия, учреждения и частные организации; и т.п.); фактическая и расчетная доступность (географическая, транспортная, режимная и т.п.); пригодность для обитания различных видов (опромышляемых и неопромышляемых, массовых и немногочисленных); экологическая фрагментированность и юридическая парцеллированность (дробность и кластерность землепользований); разрешенное использование (допустимость осуществления биотехнических и охотхозяйственных мероприятий; возможность эффективной охраны; и т.п.);

в) состав, численность и плотность населения видов диких животных, отнесенных к объектам охоты (включая территории, не являющиеся охотничьими угодьями), в том числе их: экологический статус; привлекательность как объекта охоты; сезонность или постоянство пребывания на территории региона; равномерность распределения по территории.

Особое значение имеют относительные характеристики; все они должны анализироваться как ретроспективно, так и перспективно.

Хотя составление Схемы охотугодий осуществляется регионами самостоятельно, при их разработке требуются оценка и, при необходимости, учет межрегиональных взаимодействий: посещение региона с охотничьими целями жителями смежных и других регионов, выезд местных охотников в другие регионы; экологические трансграничные воздействия на среду обитания охотничьих животных региона. В регионах экологического (не охотничьего) туризма подлежат проработке: соотношение и совместимость экологического и охотничьего туризма; участие местных сообществ в управлении и менеджменте, расходах и доходах охотничьего хозяйства; и т.п.

Приведенные методологические подходы в настоящее время не могут быть полностью реализованы ввиду неполноты имеющихся статистических данных в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, ряда других объективных причин, однако они закрепляются в настоящей Схеме охотугодий Ульяновской области в целях обеспечения методического единства при последующих корректировках и обновлениях Схемы.

1.2.3 Современные методические особенности планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Ульяновской области

     
1.2.3.1 Требования законодательства


Федеральный закон "Об охоте" устанавливает, что при составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается ее совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства (ч. 7 ст. 39).