Действующий

Об утверждении Программы Ульяновской области по обеспечению прав потребителей (с изменениями на 1 октября 2024 года)



3. Современное состояние и проблемы защиты прав потребителей


Эффективная защита прав потребителей в настоящее время приобретает решающее значение для формирования справедливого, прозрачного и конкурентного рынка.


Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" определена система органов федерального, регионального и муниципального уровней, которые во взаимодействии с общественными объединениями формируют систему защиты прав потребителей.


На территории Ульяновской области действует Управление, которое осуществляет федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, в том числе проводит проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства в области защиты прав потребителей, непосредственно участвует в судебной защите потребителей в формах, предусмотренных законодательством о гражданском судопроизводстве, в том числе дает заключения по гражданским делам в целях защиты прав потребителей, обращается в суд с заявлениями о защите прав отдельных потребителей или группы потребителей, защите законных интересов неопределенного круга потребителей, ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два раза и более в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.


(в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 18.05.2023 N 227-П)


В Управление в первом полугодии 2018 года поступило 3955 обращений граждан, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, из них 3536 письменных обращений, что в 1,4 раза больше, чем за 2017 год (2461 обращение), 419 устных обращений (в 2017 году - 516 обращений). Большинство поступивших письменных обращений - о нарушении прав граждан в сфере торговли (2085 обращений), жилищно-коммунальных услуг (726 обращений), в сфере предоставления финансовых услуг (138 обращений), услуг связи (175 обращений) и бытовых услуг (90 обращений).


(в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 18.05.2023 N 227-П)


За 2018 год специалистами Управления по телефону "горячей линии" были проконсультированы 3180 граждан, в процессе консультирования должностными лицами Управления в общественной приемной 625 граждан получили разъяснения. При рассмотрении обращений с целью досудебного урегулирования конфликтов заявителям была оказана практическая помощь, связанная с подготовкой 1322 претензий (заявлений) к продавцам (исполнителям, изготовителям) и 1140 претензий - по телефону "горячей линии". При невозможности урегулирования конфликтов между потребителями и продавцами (исполнителями, изготовителями) в досудебном порядке специалистами Управления оказывалась помощь гражданам в составлении 248 проектов исковых заявлений в ходе консультирования должностными лицами Управления в общественной приемной и 178 - по телефону "горячей линии".


(в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 18.05.2023 N 227-П)


В защиту прав потребителей Управлением в суды различного уровня подано 25 исков, из них 21 иск подан в защиту неопределенного круга потребителей. 93,8% исков, поданных в защиту неопределенного круга потребителей, от числа рассмотренных судами удовлетворены. По итогам деятельности Управления за 2018 год в пользу потребителей присуждены выплаты в размере 1150000 рублей, из них в качестве компенсации морального вреда - 198500 рублей.


(в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 18.05.2023 N 227-П)


На муниципальном уровне в городе Ульяновске создано специализированное муниципальное бюджетное учреждение "Контакт-Центр при Главе города Ульяновска", которое осуществляет консультативно-информационные функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), а также координирует деятельность аварийной службы. Аналогичная организация существует в городе Димитровграде. Деятельность этих учреждений, сосредоточенных в сфере ЖКХ, не может быть признана достаточно эффективной. Жилищно-коммунальные проблемы продолжают оставаться самыми актуальными для жителей Ульяновской области.


(в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 18.05.2023 N 227-П)


Особую роль в региональной системе защиты прав потребителей играют общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы). Общественные объединения потребителей, осуществляя общественный контроль за соблюдением прав потребителей, участвуя в непосредственной защите их прав в судебном или досудебном порядке, распространяя информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, организуя сравнительные исследования качества товаров (услуг), публикуя результаты проводимых независимых экспертиз и оценок в отношении различных сегментов потребительского рынка и всякого рода недобросовестных поведенческих практик, способствуют повышению уровня правосознания граждан, являются организованным авангардом той части населения, которая видит свою миссию в отстаивании на основе активной гражданской позиции не только своих личных, но и общественных интересов. Полномочия, которыми обладают в настоящее время общественные объединения по защите прав потребителей, - это та форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства, которая позволяет им за счет широкого спектра своих законодательно закрепленных возможностей не только влиять на формирование государственной политики в этой сфере общественных отношений, но и выступать независимыми экспертами в ее оценке.


(в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 18.05.2023 N 227-П)