Действующий

Об утверждении лесного плана Ульяновской области на 2019 - 2028 годы (с изменениями на 29 декабря 2023 года)


3.11. Информация об экологическом потенциале, потенциале средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов


Согласно целевому назначению лесов Ульяновской области 80,6% лесов отнесены к защитным, 20,4% - к эксплуатационным. Освоение защитных лесов направлено в первую очередь на сохранение экологического потенциала. Экологический потенциал лесов определяется совокупностью выполняемых ими экологических функций - водоохранной, защитной, санитарно-гигиенической, средообразующей. Исследователи отмечают, что леса региона выполняют важнейшие природоохранную, климаторегулирующую, водорегулирующую, средообразующую роли, что свидетельствует об их высоком экологическом потенциале.


Прежде чем рассматривать функции, выполняемые лесами как природными или природно-антропогенными объектами, следует учитывать их базовое свойство - способность потреблять и аккумулировать углерод, поглощая его в процессе фотосинтеза и формируя из него собственную биомассу. В процессе жизнедеятельности и деструкции лесных сообществ при пожарах или гибели по другим причинам происходит выделение углерода в окружающую среду. Учет бюджета углерода управляемыми лесами является обязательством Российской Федерации в связи с принятием Рамочной конвенции ООН по изменению климата (1992) и Киотского протокола (1997). По методике региональной оценки бюджета углерода (РОБУЛ) рассчитано суммарное значение годовой абсорбции углерода (нетто-поглощение) насаждениями твердолиственной, мягколиственной и хвойной хозяйственных секций, ежегодные потери углерода в результате гибели лесных насаждений вследствие сплошных рубок, пожаров и по другим причинам. Разность между абсорбцией и потерями углерода по выделенным пулам позволяет оценить годовой бюджет (баланс) углерода в лесах региона. Положительная величина бюджета во всех расчетных периодах означает, что в лесах региона преобладает процесс поглощения углерода, а деструктивные факторы обусловливают лишь незначительную часть стока углерода из лесов. Динамика бюджета свидетельствует о возрастании лесистости территории с одновременным сокращением объемов гибели от пожаров и других факторов.


Возвращение углерода в атмосферу вследствие деструктивных лесных пожаров, вредителей и лесопатологических болезней неизбежно, однако проведение мониторинга погоды и возникновения лесных пожаров позволит сократить этот поток. Потери углерода в результате сплошных рубок и осушения органических почв необходимо регулировать посредством проведения мероприятий по лесовосстановлению на вырубках.


Водоохранная функция лесов обусловлена их способностью переводить часть объема речного стока в подземный (водорегулирование) и снижать уровень интенсивности поверхностного стока, препятствуя таким образом водной эрозии балок и оврагов и смыванию плодородного слоя почвы с сельскохозяйственных угодий. Согласно рекомендациям по определению расчетных гидрологических характеристик (СНиП 2.01.14-83) установлено, что при существующей величине лесистости насаждения региона существенно снижают поверхностный сток в период весеннего половодья, когда по поверхности речного бассейна проходят максимальные объемы талых вод. Коэффициент редукции поверхностного стока напрямую зависит от лесистости территории. Величина снижения стока весеннего половодья выражена в единицах объема ежегодно удерживаемой воды.


Водорегулирование, предотвращение поверхностного стока, защита берегов рек, защита полей и почв для исключения эрозионных процессов заключается в организации восстановления лесозащитных полос сельхозугодий и исключении процессов вырубки лесов, находящихся в водоохранной зоне.


Полезащитные насаждения способствуют смягчению микроклимата на сельскохозяйственных полях, снижая негативное воздействие высоких температур, сильных ветров и суховеев, характерных для региона, а приовражные и прибалочные лесные полосы предотвращают водную эрозию почв. Все лесные массивы в той или иной мере смягчают микроклимат прилегающих территорий, выполняют функции защиты от водной и ветровой эрозии, что обеспечивает благоприятные условия для ведения сельского хозяйства, в том числе растениеводства.


В Ульяновской области 14,8 тыс. га лесов выполняют функцию защиты железнодорожных путей и автомобильных дорог общего пользования от негативного воздействия водной и ветровой эрозии, занесения снегом. Кроме того, санитарно-гигиеническая функция обусловлена способностью лесных насаждений очищать атмосферный воздух от выбросов автотранспорта, производственных объектов, а также от пыли.


Лесная растительность является богатым источником кислорода, выделяющегося при фотосинтезе, и биологически активных веществ - фитонцидов, благотворно влияющих на санитарно-гигиеническую обстановку лесной среды.


Влияние пожаров, вырубок, насекомых-вредителей в медленно разлагающейся древесине, заключенной в сухостое и валеже, являются дополнительным фактором, регулирующим баланс органического углерода на территории Ульяновской области.


Объем выполняемых лесами Ульяновской области экологических функций зависит не только от количественных параметров насаждений (площадь и производительность), но и от качественных характеристик - таких, как породный состав, возрастная структура, санитарное состояние. Таким образом, поддержание и увеличение экологического потенциала лесов региона в значительной мере определяется уровнем ведения лесного хозяйства.


Оценка экологического потенциала, потенциала средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов приведена в приложении 20 к Лесному плану Ульяновской области.