Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты по улучшению положения детей в области, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне, в том числе улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В последние годы благодаря совместной деятельности органов и учреждений здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям, реализации мероприятий федеральных и региональных целевых программ удалось улучшить ряд показателей службы материнства и детства.
Однако вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. В результате показатели материнской и младенческой смертности остаются высокими, и только 30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми.
Воздействие экологических и социально-психологических факторов, интенсивность которого в последнее десятилетие многократно увеличилась, приводит к тому, что состояние здоровья детей ухудшается. Доля здоровых детей в области составляет 32%, что выше показателей в целом по Российской Федерации.
Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, является неэффективность проводимых профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков, адаптацию к изменениям в социальной, экономической, экологической, образовательной среде.
Распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма среди подростков требует принятия экстренных мер по противодействию потреблению наркотических средств и асоциальному поведению.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей, обуславливает необходимость решения на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.
Выявление и развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития, образования и воспитания, для чего необходимы усилия не только родителей и педагогов, но и всего общества. Необходима разработка системы выявления одаренных детей, обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию возможностей каждого ребенка, и прежде всего уникальных способностей особо одаренных детей.
В целях сохранения и приумножения интеллектуального потенциала области необходимо создать равные стартовые условия для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.
Социальные и экономические проблемы существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя, и как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
В 2003 году органами внутренних дел выявлено и поставлено на учет 2783 несовершеннолетних и 1009 родителей и законных представителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Несовершеннолетними совершено 1232 преступления (удельный вес от общего количества преступлений в 2003 году, совершенных несовершеннолетними, составил 9,9%, в целом в обществе преступность несовершеннолетних выросла на 0,4%). Принимались меры воздействия на родителей, в 2003 году направлены материалы в суд на лишение родительских прав на 448 родителей, судами принято 417 решений о лишении родительских прав, 27 несовершеннолетних помещались в центр временной изоляции для несовершеннолетних.
Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно, среди них насилие в семье, проблемы детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, особые проблемы детей, освободившихся из воспитательных колоний, мест лишения свободы или проживающих с одним из родителей.
Продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысячи брошенных детей являются объектами продажи, сексуальной эксплуатации, привлекаются к непосильному труду. В области 4450 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реализация федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" позволила частично снизить остроту проблемы детской безнадзорности, социального сиротства. Создана сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых используются технологии, позволяющие оказывать детям экстренную помощь, поддерживать и восстанавливать их социальный статус, осуществлять социальную реабилитацию. В настоящее время в области функционируют 13 учреждений.
Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий.
Принимая во внимание необходимость комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, корни которой кроются прежде всего в семье, следует продолжить работу в данном направлении в 2004 - 2006 годах.
Проблема сиротства, особенно социального, то есть сиротства при живых родителях, является одной из наиболее острых проблем детства. Отсутствие полноценной государственной системы поддержки семьи и стимулирования развития системы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не способствует решению данной проблемы.
Социальная несостоятельность приводит к увеличению числа детей-сирот. Ежегодно в области выявляется более 1000 детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время под опекой (попечительством) граждан находятся 2894 ребенка, оставшихся без попечения родителей; в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 1556. Особое распространение получило явление, именуемое как "социальное сиротство". Так, из 840 воспитанников детских домов и 505 воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только 7% не имеют родителей, остальные считаются социальными сиротами при живых родителях, отказавшихся от их воспитания, лишенных родительских прав, отбывающих наказание в местах лишения свободы и др.
Социальное неблагополучие в совокупности с неблагополучием экологическим неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья детей.
Около 65% детей, воспитывающихся в детских домах, имеют функциональные нарушения, 95% детей страдают хроническими заболеваниями в стадии компенсации, 5% - в стадии декомпенсации. Отклонения в состоянии здоровья, как правило, сочетаются со значительными трудностями в усвоении учебного материала.
Доля здоровых детей, поступающих в детские дома, составляет 15%, а при выпуске - 10%.
80% из числа детей, находящихся в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют два и более диагнозов заболеваний. По результатам ежегодных углубленных медицинских осмотров детей выявлено: отстают в физическом развитии 25%, отстают в умственном развитии 69%, имеют дефекты речи 28,5%, нарушение осанки 20,8%. В образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается 28,7% детей-инвалидов, на диспансерном учете состоит 79,5%.
На сегодняшний день в классах выравнивания при общеобразовательных школах должны обучаться 58% детей, воспитывающихся в детских домах.
В области сложилась система образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- детские дома - 10 учреждений;
- специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 8 учреждений;
- детский дом для одаренных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 1 учреждение;
- специальный (коррекционный) детский дом - 1 учреждение;