Действующий

Об утверждении Концепции обращения с отходами производства и потребления в Ульяновской области на период 2015 - 2020 годов

4. ТКО

4.1. ТКО по источнику образования делятся на две группы:

отходы от физических лиц, образованные в жилой сфере;

отходы, образованные в производственной сфере, подобные по составу отходам от физических лиц, образованным в жилой сфере.

По сведениям администраций муниципальных образований Ульяновской области, на полигонах, свалках и площадках временного размещения отходов на территории Ульяновской области накоплено 4805,6 тыс. тонн отходов, в том числе на приостановленных и законсервированных объектах размещения отходов размещено около 1772,4 тыс. тонн отходов. Общая площадь земли, находящейся под полигонами и свалками, составляет 583,7 га.

Наличие установленных в каждом муниципальном образовании Ульяновской области норм накопления ТКО от жилых домов разной степени благоустроенности является обязательным фактором регулирования в области обращения с отходами. По данным администраций муниципальных образований Ульяновской области, нормы накопления отходов в 2013 году составляли от 226,8 кг на человека в год до 415,8 кг на человека в год. Нормы накопления отходов в муниципальных образованиях рассчитывались по разным методикам и утверждены не везде. В связи с вышеизложенным подсчет количества отходов, образуемых населением, произвести крайне сложно, а также невозможно определить ресурсную емкость ТКО и BMP для развития бизнеса.

Транспортирование ТКО в Ульяновской области осуществляется без определенной транспортно-логистической схемы. Отходы, образующиеся в городе Ульяновске, размещаются на 4 объектах размещения отходов, а на территории города Новоульяновска объекты размещения отходов отсутствуют, в связи с чем отходы должны транспортироваться на полигон города Ульяновска. На территории большинства районов Ульяновской области нет санкционированных объектов размещения отходов: отходы из Сенгилеевского, Чердаклинского и Старомайнского районов должны транспортироваться на объекты размещения отходов города Ульяновска; отходы из Павловского, Старокулаткинского, Радищевского, Николаевского и Новоспасского районов должны транспортироваться на ближайший полигон р.п. Кузоватово.

На практике ТКО не всегда размещаются на санкционированных объектах размещения отходов, а сбрасываются на несанкционированных свалках, в лесополосах, оврагах и т.п. Борьба с несанкционированным размещением отходов является приоритетной в области обращения с отходами.

4.2. Основными проблемами обращения с ТКО являются:

1) отсутствие территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО;

2) отсутствие региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО;

3) отсутствие межмуниципальных полигонов;

4) отсутствие инвестиционных площадок под объекты обработки, обезвреживания и захоронения отходов;

5) отсутствие раздельного сбора и учета отходов, поступающих от населения;

6) отсутствие (недостаточное количество) в населенных пунктах контейнерных площадок или площадок для сбора отходов, соответствующих санитарным и градостроительным нормам;

7) отсутствие утвержденных норм накопления отходов ТКО и учета движения отходов.

4.3. Решение проблемы.

Во исполнение законодательных норм уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации необходимо разработать и утвердить территориальную схему обращения с отходами и региональную программу в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (с учетом строительства объектов обработки, обезвреживания, размещения, хранения и захоронения отходов). На основании конкурсного отбора юридическому лицу (или нескольким юридическим лицам) необходимо присвоить статус регионального оператора по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) и определить сферу ответственности регионального оператора.

Региональному оператору необходимо разработать производственную и инвестиционную программы в области обращения с ТКО, утверждаемые уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и согласующиеся с территориальной схемой обращения с отходами Ульяновской области и региональной программой в области обращения с отходами.

Уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации необходимо установить региональные тарифы в области обращения с ТКО.

4.4. Организация раздельного сбора отходов от населения.

4.4.1. Сложная процедура раздельного сбора отходов от населения, их сортировки и переработки сегодня подменена простым удалением ТКО из мест образования в силу ряда причин: низкие тарифы на сбор, транспортирование и размещение отходов, эксплуатация объектов размещения отходов с минимальным уровнем затрат. В муниципальных образованиях Ульяновской области отсутствует система сбора и использования BMP.

4.4.2. В соответствии с законодательством Российской Федерации с 1 января 2016 года полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО возлагаются на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления только принимают участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на территориях соответствующих муниципальных районов.

4.4.3. Существующую систему сбора отходов от населения необходимо оптимизировать в следующих направлениях:

1) поэтапное внедрение раздельного сбора отходов (начиная с установки отдельных контейнеров для "сухих" и "мокрых" отходов);

2) создание сети сортировки и обработки ТКО;

3) развитие сети пунктов приема BMP, в первую очередь отходов, содержащих ядовитые (токсичные) вещества и соединения;

4) уменьшение объема захораниваемых отходов путем прессования отходов в уплотняющих устройствах.

4.5. Существует проблема сбора и транспортирования отходов потребления с территории, на которой расположены жилые дома частного жилого сектора, садоводческие (дачные) общества, и из удаленных населенных пунктов.

Каждое садовое (дачное) объединение должно разработать, утвердить и разместить в открытом доступе информацию о порядке (инструкции) обращения с отходами на подведомственной территории. Во избежание захламления земель частного жилого сектора и садоводческих (дачных) объединений отходами необходимо заключить с организациями, имеющими соответствующую лицензию, договоры на передачу отходов с целью транспортирования, утилизации или захоронения отходов, а также производить отплату за услуги, оказываемые в соответствии с договорами.