ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2015 года N 511-П


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2015 - 2020 ГОДОВ



В целях реализации комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 N 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации", Правительство Ульяновской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию обращения с отходами производства и потребления в Ульяновской области на период 2015 - 2020 годов (далее - Концепция).

2. Исполнительным органам государственной власти Ульяновской области в своей деятельности руководствоваться положениями Концепции.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в рамках своей компетенции, а также физическим и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами производства и потребления на территории Ульяновской области, учитывать положения Концепции.

Губернатор - Председатель
Правительства
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ

     


Утверждена
постановлением
Правительства
Ульяновской области
от 15 октября 2015 года N 511-П

     

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2015 - 2020 ГОДОВ


1. Общие положения

1.1. Концепция обращения с отходами производства и потребления в Ульяновской области на период 2015 - 2020 годов (далее - Концепция) представляет собой совокупность принципов деятельности и систему взглядов на перспективы развития в области обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы) на указанный период. Концепция основывается на требованиях международного, российского и областного законодательства и направлена на реализацию государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления на территории Ульяновской области.

1.2. Концепция предназначена для государственных органов законодательной и исполнительной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами на территории Ульяновской области.

1.3. Для целей Концепции используются следующие термины и определения:

вторичные материальные ресурсы (далее - BMP) - отходы, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки;

наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения;

строительные отходы - отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта и строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных коммуникаций.

2. Проблемы обращения с отходами

2.1. Краткая характеристика Ульяновской области.

Ульяновская область расположена в самом центре Среднего Поволжья, по обе стороны Куйбышевского водохранилища. На западе область граничит с Пензенской областью и Республикой Мордовия, на севере - с Чувашской Республикой и Республикой Татарстан, на востоке - с Самарской областью, на юге - с Саратовской областью. Площадь территории региона составляет 3718,1 тыс. га. В состав Ульяновской области входят 21 сельский район и 3 города, 31 городское поселение и 112 сельских поселений. Общая численность населения области составляет 1262,55 тыс. человек, из них 74,44% - городское население. В регионе имеется тенденция к снижению численности населения. Численность экономически активного населения региона в 2013 году составила 682,3 тыс. человек (67,9%). Плотность населения - 28,9 человек на 1 квадратный километр территории.

Ключевыми отраслями экономики региона являются машиностроение, пищевая промышленность, электроэнергетика, производство строительных материалов, сельское хозяйство.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года являются:

создание транспортно-логистического кластера;

развитие авиастроительного кластера;

создание ядерно-инновационного кластера;

развитие кластера строительных материалов.

2.2. Состояние сферы деятельности в области обращения с отходами.

Обращение с отходами - один из наиболее острых вопросов в области состояния окружающей среды и охраны окружающей среды.

По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области (далее - Управление Росприроднадзора), ежегодно в регионе образуется около 700 тыс. тонн отходов (в 2012 году образовано 749 тыс. тонн, в 2013 году - 873 тыс. тонн, в 2014 году - 782,9 тыс. тонн). В общем объеме образующихся отходов 96,58% составили отходы IV - V класса опасности (малоопасные и практически не опасные).

В отчетность Управления Росприроднадзора входят сведения об отходах, представленные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании учета образованных и переданных отходов по формам статистической отчетности 2-ТП (отходы). Учет отходов от населения, размещаемых на поселковых и большинстве районных свалок, не ведется. Подавляющее большинство отходов образуется на территории города Ульяновска.

Муниципальное образование

Объем образования отходов по годам (тонн)

2012 год

2013 год

2014 год

г. Ульяновск

144821,24

159459,59

224969,09

г. Димитровград

33434,76

17404,74

15217,74

г. Новоульяновск

9400,11

6829,93

2424,55

г. Инза

27411,08

24267,56

31533,71


По данным Федеральной службы государственной статистики, среднегодовой прирост объемов образования отходов составляет в целом не менее 3%. В регионе прослеживается тенденция к увеличению образования отходов.

По состоянию на 1 июля 2015 года в государственный реестр объектов размещения отходов внесены 12 объектов размещения отходов, расположенных на территории Ульяновской области: ООО "Центр Экологических Технологий" (г. Ульяновск), ООО "Приор" (г. Ульяновск), ООО "Контракт плюс" и ООО "Универсал" (с. Большие Ключищи Ульяновского района), ОАО "Волжская ТГК" (шлам), ОАО "УАЗ" (с. Баратаевка), ООО "Управляющая компания "Экостандарт" (пос. Колхозный), ООО "СЭТ" (с. Русский Мелекесс Мелекесского района), ООО "Сурскжилкомхоз" (р.п. Сурское Сурского района), МКП "Комбытсервис" (с. Богородская Репьевка), ООО "Уют" (р.п. Кузоватово), ООО "Гео-Сервис" (г. Инза), среди них имеются два объекта размещения отходов производства.

Подавляющее большинство объектов размещения отходов в Ульяновской области не отвечают санитарным требованиям, строительным и экологическим нормативам и не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов. Экологический мониторинг состояния атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и грунтовых вод осуществляется на единичных объектах размещения отходов.

На территории области практически нет объектов индустриальной переработки отходов. Основным способом удаления отходов из производственной и социальной сферы является их захоронение. Значительное количество отходов от небольших предприятий промышленности и сельского хозяйства хранится на территории этих предприятий и удаляется на несанкционированные свалки.

Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение по видам (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарно-эпидемиологическим и технологическим нормам и правилам, но фактически сбор отходов по видам не осуществляется, вся масса отходов поступает на объекты размещения отходов, в том числе на несанкционированные свалки. При захоронении отходов их ценные фракции утрачиваются.

На сегодняшний день достоверная и объективная информация по объему образования, накопления и движения отходов по видам, по потребности и возможности использования отходов в качестве вторичного сырья на территории области отсутствует.

Отсутствие надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов и недостаточное количество объектов размещения отходов способствует захламлению территории области.

Разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем в области обращения с отходами предусмотрена Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

2.3. Проблемами, влияющими на качество управления потоками отходов, являются:

1) рост объемов отходов, направляемых на захоронение, вследствие экономического развития и увеличения уровня потребления населением благ и услуг, а также увеличение количества отходов от упаковки товаров;

2) несовершенство нормативной правовой базы и отсутствие методической базы в области обращения с отходами;

3) отсутствие единой информационной системы в области обращения с отходами;

4) отсутствие региональной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО);

5) отсутствие территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО;

6) отсутствие государственной и муниципальной поддержки и стимулирования предприятий, осуществляющих сортировку и переработку BMP, и, как следствие, отсутствие профильных предприятий по переработке отходов;

7) отсутствие системы раздельного сбора, утилизации (использования) и обезвреживания образовавшихся отходов, сбора и утилизации вторичного сырья от населения;

8) недостаточное финансирование мероприятий в области обращения с отходами;

9) низкий уровень экологической культуры населения региона.

3. Цель и приоритетные задачи развития Концепции

3.1. Основной целью Концепции является создание эффективной областной системы обращения с отходами и BMP, обеспечивающей:

1) уменьшение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения;

2) увеличение объемов отходов, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве дополнительных материальных и энергетических ресурсов;

3) безопасное захоронение отходов, не подлежащих дальнейшему использованию.

3.2. Приоритетными задачами развития системы обращения с отходами являются:

1) реализация комплекса мер, направленных на выявление и ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов на территории области;

2) привлечение в сферу сортировки и переработки отходов частных инвестиций;

3) увеличение в два раза объема ТКО, возвращаемых в хозяйственный оборот;

4) доведение уровня переработки отходов производства до 80%;

5) внедрение наилучших доступных технологий в области обращения с отходами;

6) повышение уровня экологической культуры населения региона.

4. ТКО

4.1. ТКО по источнику образования делятся на две группы:

отходы от физических лиц, образованные в жилой сфере;

отходы, образованные в производственной сфере, подобные по составу отходам от физических лиц, образованным в жилой сфере.

По сведениям администраций муниципальных образований Ульяновской области, на полигонах, свалках и площадках временного размещения отходов на территории Ульяновской области накоплено 4805,6 тыс. тонн отходов, в том числе на приостановленных и законсервированных объектах размещения отходов размещено около 1772,4 тыс. тонн отходов. Общая площадь земли, находящейся под полигонами и свалками, составляет 583,7 га.

Наличие установленных в каждом муниципальном образовании Ульяновской области норм накопления ТКО от жилых домов разной степени благоустроенности является обязательным фактором регулирования в области обращения с отходами. По данным администраций муниципальных образований Ульяновской области, нормы накопления отходов в 2013 году составляли от 226,8 кг на человека в год до 415,8 кг на человека в год. Нормы накопления отходов в муниципальных образованиях рассчитывались по разным методикам и утверждены не везде. В связи с вышеизложенным подсчет количества отходов, образуемых населением, произвести крайне сложно, а также невозможно определить ресурсную емкость ТКО и BMP для развития бизнеса.

Транспортирование ТКО в Ульяновской области осуществляется без определенной транспортно-логистической схемы. Отходы, образующиеся в городе Ульяновске, размещаются на 4 объектах размещения отходов, а на территории города Новоульяновска объекты размещения отходов отсутствуют, в связи с чем отходы должны транспортироваться на полигон города Ульяновска. На территории большинства районов Ульяновской области нет санкционированных объектов размещения отходов: отходы из Сенгилеевского, Чердаклинского и Старомайнского районов должны транспортироваться на объекты размещения отходов города Ульяновска; отходы из Павловского, Старокулаткинского, Радищевского, Николаевского и Новоспасского районов должны транспортироваться на ближайший полигон р.п. Кузоватово.

На практике ТКО не всегда размещаются на санкционированных объектах размещения отходов, а сбрасываются на несанкционированных свалках, в лесополосах, оврагах и т.п. Борьба с несанкционированным размещением отходов является приоритетной в области обращения с отходами.

4.2. Основными проблемами обращения с ТКО являются:

1) отсутствие территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО;

2) отсутствие региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО;

3) отсутствие межмуниципальных полигонов;

4) отсутствие инвестиционных площадок под объекты обработки, обезвреживания и захоронения отходов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»