Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года (с изменениями на 19 сентября 2024 года)



1.3.3. Недостаточно выигрышное транспортно-географическое положение, неполное использование резервов развития транспортной системы


Транспортно-географическое положение Ульяновской области, как и всего ПФО, можно охарактеризовать как транзитное, что дает меньшие конкурентные преимущества по сравнению с другими регионами ПФО. По территории ПФО проходят важнейшие федеральные автомобильные дороги и железнодорожные магистрали, связывающие Центральный и Северо-Западный федеральные округа с Уральским, Сибирским и Дальневосточным федеральными округами, а также с Республикой Казахстан.


Во-первых, административный центр Ульяновской области находится в стороне от основных транспортных путей: автомобильная дорога М7 и Основной ход Транссибирской железнодорожной магистрали проходят к северу от Ульяновской области, автомобильная дорога М5 и Южно-Уральский ход Транссибирской магистрали проходят через Николаевский и Новоспасский муниципальные районы, слабо связанные с остальной территорией Ульяновской области. Техническое состояние большинства автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на территории Ульяновской области не соответствует нормативным требованиям.


Административные центры Республики Татарстан и Самарской области находятся непосредственно вблизи автомобильных дорог федерального значения М5 "Урал" и М7 "Волга", что обеспечивает лучшую транспортную доступность и дополнительные конкурентные преимущества для данных регионов.


Во-вторых, существенная часть железнодорожных путей в Ульяновской области не электрифицирована. В частности, не электрифицированы железнодорожные пути "Инза - Ульяновск - Димитровград", "Казань - Ульяновск - Саратов". Данное обстоятельство является существенным ограничением для дальнейшего развития перевозок железнодорожным транспортом. Объем отправлений грузов железнодорожным транспортом общего пользования в расчете на одну организацию в Ульяновской области является одним из самых низких в ПФО.


В-третьих, объемы пассажирских перевозок воздушным транспортом в Ульяновской области (в 2013 году пассажиропоток ульяновских аэропортов составил 0,16 млн. человек) существенно отстают от объемов пассажирских перевозок в близлежащих Самарской области (2168 млн. человек) и Республике Татарстан (1847 млн. человек). Тем не менее аэропортами в городе Ульяновске демонстрируются существенные темпы роста пассажиропотока: за период с 2009 по 2013 год он увеличился в 2,7 раза.


Вследствие существующих транспортных ограничений достаточно затруднительным представляется развитие логистической инфраструктуры в Ульяновской области (строительство современных складов, обустройство подъездных путей и т.д.), что также является существенным ограничением для достижения высоких темпов экономического роста в будущем.