Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года (с изменениями на 19 сентября 2024 года)



Авиационная промышленность и ТОиР


В 2009 году был юридически институционализирован кластер авиационной промышленности на территории Ульяновской области, принята Программа развития инновационного территориального кластера "Консорциум "Научно-образовательно-производственный кластер "Ульяновск-Авиа"). В состав организаций кластера "Консорциум "Научно-образовательно-производственный кластер "Ульяновск-Авиа" вошли закрытое акционерное общество "Авиастар-СП" (далее - ЗАО "Авиастар-СП") (производство и ремонт авиационной техники), открытое акционерное общество "Ульяновское конструкторское бюро приборостроения" (разработка и изготовление приборного оборудования для авиационной техники, гидроэнергетики, медицинского оборудования), открытое акционерное общество "Утес" (изготовление авиационных приборов и систем), открытое акционерное общество "Спектр-Авиа" (окраска воздушных судов), открытое акционерное общество "Авиакомпания Волга-Днепр" (перевозки грузов воздушным транспортом), закрытое акционерное общество "АэроКомпозит Ульяновск" (разработка и производство деталей из полимерных и композиционных материалов), закрытое акционерное общество "Симбирская литейная компания" (производство композитных материалов на основе сплавов из алюминия) и другие предприятия. Всего в состав участников кластера на сегодняшний день входят более 80 организаций, обеспечивая высокий уровень вертикальных и горизонтальных связей в кластере.


(в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 16.01.2023 N 10-П)


Основные направления реализуемых технологий и выпускаемой продукции:


гражданское крупное и малое авиастроение, производство инновационной авионики, производство композиционных материалов для авиастроения, международные и внутрироссийские грузоперевозки;


НИОКР в области авиационных материалов и технологий производства для авиации, сервисный блок для коммерциализации разработок, аэропортовые услуги, сервисный блок услуг для авиастроительного комплекса, сервисный блок услуг для эксплуатантов, инфраструктура портовой зоны для авиации и логистики. Сильной стороной кластера является развитая профильная инфраструктура, в том числе федеральная ПОЭЗ, Ульяновский наноцентр <21>, аэропорт "Ульяновск-Центральный", международный аэропорт "Ульяновск-Восточный". В рамках программы развития кластера планируется создать центр компетенций по металлическим композитам, универсальный индустриальный парк в ПОЭЗ, центр компетенций по полимерным композитам, учебно-лабораторную базу для обучения специалистов и проч. Реализация программы развития кластера позволит к 2016 году увеличить количество организаций - участников кластера до 241, объем производства до 250 млрд. рублей, выработку на одного занятого до 6,76 млн. руб./чел. Сумму налогов, уплачиваемых в бюджеты всех уровней, планируется увеличить до 37,5 млрд. рублей.


________________


<21> Общество с ограниченной ответственностью "Ульяновский Центр Трансфера Технологий" (Ульяновский наноцентр).


Основными проектами в рамках реализации проекта "Ульяновск - авиационная столица" в части авиационной промышленности и технического обслуживания воздушных судов будут являться:


проект "Универсальный индустриальный парк в ПОЭЗ" (создание универсального индустриального парка для обслуживания резидентов и клиентов особой экономической зоны портового типа. Наличие парка позволит значительно увеличить количество резидентов ПОЭЗ и привлечь субъектов МСП в кластер);


проект "Центр компетенций по металлическим композитам" (создание отраслевого центра компетенции по разработке технологий быстрого прототипирования и производства металлических композитных сплавов и изделий на основе металлов;


проект "Центр компетенции по полимерным композитам" (создание отраслевого центра компетенции по разработке технологий быстрого прототипирования и производства полимерных композитных сплавов и изделий на основе полимерных композитов из углеродного волокна);


проект "Система информационной поддержки жизненного цикла ВС" (внедрение интегрированной автоматизированной системы информационной поддержки жизненного цикла воздушных судов (вторая очередь внедрения). Во второй очереди планируется интеграция информационных систем всех участников процесса).


Среди объективных факторов, существенно сдерживающих формирование и развитие авиационной промышленности в Ульяновской области и снижающих ожидаемый эффект от реализации проекта, выделяются следующие:


прямая зависимость развития авиационной промышленности от федеральных органов государственной власти;