При сохранении сложившихся основных тенденций в экономике Ульяновской области и неизменных или ухудшающихся внешних условиях реализуется инерционный сценарий. В рамках данного сценария численность населения продолжит сокращаться, в то время как компенсирующего миграционного притока не произойдет. Экономика будет характеризоваться низкими темпами экономического роста на уровне ниже среднероссийского, низким (или отрицательным) уровнем прироста инвестиционных вложений, незначительными темпами роста реальных доходов населения, сохранением качества среды проживания на достигнутом уровне.
В случае реализации инерционного сценария контекстом, определяющим пространственное развитие, будут низкие темпы экономического роста, тяжелая демографическая и миграционная ситуация, а также низкая привлекательность среды проживания. Экономически активное население, прошедшее первичную социализацию в условиях городского образа жизни, будет стремиться к переезду в крупные города близлежащих регионов ПФО, а сельское население периферийных и полупериферийных районов Ульяновской области будет стягиваться в ее центр. Экономическая активность будет постепенно сокращаться в малых промышленных центрах и сосредоточиваться преимущественно в пределах Ульяновской агломерации вокруг крупных организаций, созданных в советское время, в виде смежных и побочных производств, низкоквалифицированных услуг и занятости в бюджетной сфере.
При реализации данного сценария социально-экономического развития пространственное развитие Ульяновской области будет происходить в рамках схемы расселения "города плюс дороги". Развитие исторически сформировавшегося транспортно-расселенческого каркаса будет ограничено федеральными стратегическими интересами и соответствующими расходами, а также возможностями областного бюджета и сведется к поддержанию эксплуатационных характеристик существующих автомобильных дорог, обеспечивающих выезд населения на работу в центр Ульяновской области и в близлежащие регионы ПФО. Объемы нового жилищного строительства останутся на современном уровне (600 - 700 тыс. кв. м/год), что не позволит решить проблему замены ветхого и аварийного жилищного фонда. Качество городской среды останется на низком уровне и не будет способствовать закреплению не только высококвалифицированных кадров, но и работников со средней квалификацией. В рамках сценария ситуация в части коммунального хозяйства также продолжит оставаться достаточно напряженной, в том числе в связи с недостатком бюджетных средств, расходуемых в Ульяновской области на реконструкцию и капитальный ремонт инженерных коммуникаций. В сфере жилищно-коммунального комплекса будет продолжена практика использования советского наследия и проведения, за редким исключением, текущих ремонтов инженерных коммуникаций.
На фоне общего снижения численности населения (и городского, и сельского) будет нарастать его концентрация в городах (в первую очередь Ульяновске, Новоульяновске и Димитровграде, доля которых в общей численности населения возрастет до 63 процентов, а в численности городского населения - до 83 - 84 процентов) и крупных сельских населенных пунктах.
При реализации данного сценария Ульяновская область будет представлять собой территорию с недостаточно развитыми связями между отдельными структурными элементами, отсутствием синергетических эффектов социально-экономического развития. Территориальная целостность Ульяновской области будет определяться административным статусом субъекта Российской Федерации.
При концентрации подавляющей части населения и экономической активности в центральной части Ульяновской области какого-либо положительного влияния центральной зоны на социально-экономическое развитие других территорий Ульяновской области наблюдаться не будет.
В части инвестиционной стратегии Ульяновской области при реализации инерционного сценария будет наблюдаться стремление органов власти Ульяновской области привлечь инвестиции в различные сферы по принципу "чем больше инвесторов, тем лучше", что будет вызвано отсутствием конкретных целей в инвестиционной политике Ульяновской области. В связи с этим в Ульяновской области ввиду достаточно благоприятного инвестиционного климата по-прежнему будет наблюдаться существенный приток инвестиций, ограниченный, однако, политикой привлечения "любого инвестора", что, в конечном счете, не позволит осуществлять ответственную инвестиционную политику. Что касается государственных инвестиций, то они будут направлены в основном на развитие отраслей социальной сферы. Ввиду высокой нагрузки на областной бюджет это будет практически единственное направление инвестирования за счет государственных средств, дабы обеспечить социальную стабильность. Развитие индустриальных парков будет приостановлено на этапе развития всего лишь двух таких парков, а также развития инфраструктуры портовой особой экономической зоны на территории муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области.
В части инновационно-технологической стратегии Ульяновской области при реализации инерционного сценария будут наблюдаться разрозненные попытки организаций в Ульяновской области по обеспечению повышения уровня технологического развития и обеспечению внедрения инноваций. При текущем, достаточно среднем, уровне поддержки экспорта продукции производителей в Ульяновской области, а также отсутствии стимулов для повышения конкурентоспособности организаций в Ульяновской области инновационно-технологическое развитие организаций в Ульяновской области будет ограничено. Данные ограничения приведут к тому, что высокий уровень инновационно-технологического развития продолжат демонстрировать лишь организации федерального значения, осуществляющие свою деятельность в Ульяновской области, а также организации, созданные в результате вложения инвестиций зарубежных высокотехнологичных компаний. Производители межрегионального, регионального и местного уровня, малое и среднее предпринимательство фактически не будут использовать инновации в текущей деятельности и окажутся не способны производить продукты инновационной деятельности, что существенным образом будет сдерживать их конкурентоспособность.