Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года (с изменениями на 19 сентября 2024 года)



История проекта "Ульяновск - авиационная столица"


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года, утвержденной Правительством Ульяновской области в 2008 году, авиационная промышленность и воздушный транспорт определены как одни из наиболее приоритетных отраслей в экономике региона. В 2008 году был подготовлен и запущен в реализацию проект "Ульяновск - авиационная столица", призванный координировать усилия по развитию сформировавшегося на территории Ульяновской области кластера организаций авиационной промышленности и воздушного транспорта.


Целью проекта является развитие авиационной промышленности Ульяновской области, в том числе создание условий для привлечения инвесторов в авиационный кластер (включая резидентов ПОЭЗ), развитие инфраструктуры авиационной промышленности, создание системы обеспечения организаций авиационной промышленности квалифицированными кадрами.


В актуализированной редакции Стратегии авиационная промышленность сохранила свой статус одной из важнейших отраслей экономики Ульяновской области, которая должна стать локомотивом инновационного роста в долгосрочной перспективе. Но в рамках исследований, проводившихся в целях актуализации Стратегии, установлены необходимость и целесообразность включения в обновленную версию Стратегии и программы "Ульяновск - авиационная столица" воздушного транспорта и обслуживающих отраслей, таких как техническое обслуживание и ремонт оборудования (далее - ТОиР) и подготовка кадров (летного и технического персонала).


Комплекс отраслей авиационной промышленности и воздушного транспорта является безусловным приоритетом при реализации Стратегии в части инновационного социально ориентированного развития экономики региона.


В 2009 - 2013 годы благодаря усилиям Правительства Ульяновской области были достигнуты ощутимые успехи в развитии авиастроительного кластера и продвижении бренда "Ульяновск - авиационная столица" на российском и мировом уровнях.


Главным успехом стала победа в конкурсе на организацию первой в России ПОЭЗ <18>, которая за счет обеспечения выгодных условий для российского и международного бизнеса привлекательна для зарубежных инвестиций в авиационную инфраструктуру, науку и промышленность.


________________


<18> ПОЭЗ на территории Ульяновской области создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1163 "О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны".


В настоящее время резидентами ПОЭЗ уже стали открытое акционерное общество "Авиационный завод "Витязь" (производство и техническое обслуживание самолетов DHC-6 Twin Otter), общество с ограниченной ответственностью "Волга-Днепр Техникс Ульяновск" (техническое обслуживание и ремонт авиационной техники), общество с ограниченной ответственностью "ФЛ Техникс Ульяновск" (техническое обслуживание и ремонт авиационной техники), общество с ограниченной ответственностью "ААР Рус" (логистические услуги), общество с ограниченной ответственностью "ИнтерАвионика" (производство, ремонт, техническое обслуживание и модернизация авиационной техники и других комплектующих изделий), закрытое акционерное общество "ПромТех Ульяновск" (создание производства самолетных электрических кабелей) и другие компании.


Международный авиатранспортный форум (МАТФ) впервые был проведен в 2011 году и стал одним из важнейших событий в российской авиационной промышленности. В 2011 году началась комплексная реконструкция аэровокзала аэропорта Ульяновск им. Н.М. Карамзина (ULV) с привлечением средств областного бюджета и внебюджетных источников. После завершения основной части работ по реконструкции в начале 2014 года пропускная способность терминального комплекса возросла со 120 до 240 пассажиров в час (теоретическая максимальная пропускная способность - 700 тыс. пассажиров в год). Правительством Ульяновской области в рамках имеющихся полномочий оказывалась административная поддержка участникам авиационного кластера, предоставлялись налоговые льготы, осуществлялось финансовое обеспечение проектов из средств областного бюджета.


Таким образом, за рассматриваемый период Ульяновская область зарекомендовала себя одним из ведущих центров российского авиастроения, а авиационный кластер был признан официальным членом Европейского партнерства аэрокосмических кластеров. При актуализации Стратегии были учтены достигнутые результаты и сформирована обновленная программа, включающая в себя актуализированный комплекс целей ИО и перечень мероприятий по реализации Стратегии.


(в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 16.01.2023 N 10-П)


Также Стратегия синхронизирована с положениями федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" <19>, государственной программы Ульяновской области "Формирование благоприятного инвестиционного климата в Ульяновской области" на 2014 - 2018 годы <20> (подпрограмма "Ульяновск - авиационная столица") и Программы развития инновационного территориального кластера "Консорциум "Научно-образовательно-производственный кластер "Ульяновск-Авиа".


________________