"Модернизация промышленности" - это сценарий форсированного экономического роста, предполагающий развитие экономики Ульяновской области по пути максимального использования накопленного производственного потенциала и расширения объемов производства товаров и услуг за счет привлечения инвестиций и трудовых ресурсов. Сценарий предполагает сохранение сложившейся индустриальной структуры экономики без существенной ее диверсификации. Рост валовой добавленной стоимости будет обеспечен в первую очередь за счет формирования производственных кластеров и технологической модернизации "якорных" производств.
Основными ведущими отраслями развития будут развитые отрасли промышленности - авиастроение, автомобилестроение, машиностроение, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, а в перспективе к ним добавятся текстильная промышленность и станкостроение. Сельское хозяйство будет развиваться за счет вертикальной интеграции с активно растущими отраслями промышленности (прежде всего пищевой), однако самостоятельной ведущей отраслью являться не будет. Доля добывающей промышленности в ВРП сокращается умеренно в связи с опережающим ростом развитых отраслей промышленности. Оптовая и розничная торговля будет расти темпами, соответствующими умеренным приростам денежных доходов населения. По мере роста производства в перечисленных отраслях обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых и торговли развитие с определенным лагом во времени получат строительство и промышленность строительных материалов.
Основные показатели социально-экономического развития будут демонстрировать умеренную динамику роста. Причина этого связана с невысокой отдачей от используемого капитала и привлекаемых инвестиций ввиду ориентации на сложившуюся структуру экономики и высокой конкуренции на приоритетных рынках в основных отраслях Ульяновской области.
Ключевую роль в экономике Ульяновской области будут играть организации четвертого технологического уклада. Так как производство на таких организациях трудоемко, то развитие и модернизация этих производств требуют прироста рабочей силы, который в значительной степени может быть обеспечен лишь за счет миграционного притока трудоспособного населения, что наряду с мерами по стимулированию рождаемости обеспечит максимальное сокращение численности населения.
Ускоренное развитие будет наблюдаться в зонах наибольшего благоприятствования для бизнеса - портовой особой экономической зоне, технопарках, индустриальных парках и индустриальных (промышленных) зонах (промышленные зоны "Заволжье", "Карлинская", "Новоульяновск", индустриальные парки "Диамикс", "Центр микроэлектроники и автоматизации" и т.д.).
Стратегические задачи в рамках данного сценария, по сути, сводятся к следующим:
модернизация производства, обновление производственных фондов;
диверсификация производства, включение в перечень продукции с более высокой добавленной стоимостью;
значительное расширение рынков сбыта, в том числе за счет развития внутриобластной кооперации в рамках кластеров.
Данные стратегические задачи будут решены в числе прочего за счет существенных улучшений в транспортной сфере и повышения уровня мобильности трудовых ресурсов.
Пространственное развитие Ульяновской области при реализации сценария "Модернизация промышленности" будет характеризоваться ростом значения Ульяновской агломерации. Ульяновская агломерация при данном сценарии в отличие от инерционного сценария не превратится в транзитный миграционный центр, поставляющий рабочую силу в близлежащие регионы ПФО. Транзитный вектор миграции, преобладающий сегодня, будет постепенно сменяться на центростремительный. Абсолютный рост численности населения Ульяновской агломерации потребует существенного развития транспортной сети, обеспечивающей коммуникации между ее ядром и городами-спутниками, что приведет к росту связности пространства и реализации собственно агломерационного эффекта путем формирования более тесных межпоселенческих и межотраслевых связей. Основным фактором риска развития станут инфраструктурные ограничения прохождения транспортных и энергетических потоков в периоды пиковой нагрузки, а также сверхнормативные нагрузки на инфраструктуру жизнеобеспечения. На долю Ульяновской агломерации будет приходиться до 65 процентов численности населения Ульяновской области. Начнется процесс реорганизации городской среды, направленный на повышение привлекательности индустриальных центров для высококвалифицированной рабочей силы. Также существенную роль в экономике Ульяновской области будут играть Димитровградская агломерационная зона, Новоспасская транспортно-индустриальная зона и Инзенская транспортно-индустриальная зона.
Возрастут объемы жилищного строительства. Основными площадками станут участки в пределах имеющихся территориальных резервов внутри основных городов Ульяновской области, определенные документами территориального планирования, а также в зонах реализации программы создания технопарков и индустриальных парков. Проблема ветхого и аварийного жилищного фонда будет решена частично, показатели душевой обеспеченности жилплощадью будут медленно расти. В части коммунального хозяйства будут осуществляться мероприятия по строительству, реконструкции и капитальному ремонту инженерных коммуникаций в целях удовлетворения нужд организаций отраслей промышленного производства. В том числе будут реконструированы и (или) капитально отремонтированы инженерные коммуникации, необходимые для придания нового импульса развития промышленным организациям в Ульяновской области, находящимся в тяжелой экономической ситуации. Вследствие этого будет наблюдаться недостаток финансовых ресурсов для существенного повышения качества инженерных коммуникаций в населенных пунктах Ульяновской области.
Как и в инерционном сценарии, будет реализовываться программа по использованию транзитного потенциала Ульяновской области. Однако содержание этой программы качественно улучшится - транспортно-логистический комплекс Ульяновской области будет предоставлять более широкий и более технологичный комплекс услуг, и в его рамках будут созданы предпосылки для инновационно-кластерного развития, в том числе для экспорта постиндустриальных услуг третичного сектора экономики (таких как обслуживание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и создание программной среды типового транспортно-логистического комплекса).
При реализации этого сценария пространственное развитие Ульяновской области вне агломерации будет по-прежнему жестко привязано к существующей сети автомобильных и железнодорожных путей и населенных пунктов. Развитие автодорожной сети, обеспечивающей доступ всех сельских населенных пунктов к ближайшим районным центрам, будет по-прежнему наталкиваться на ограниченные возможности областного и местного бюджетов. Мультипликативного эффекта, вызванного экономическим ростом, будет все еще недостаточно для массового запуска коммерчески выгодных проектов государственно-частного партнерства в сфере строительства дорог. Продолжится концентрация сельского населения в крупных населенных пунктах.