Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года (с изменениями на 19 сентября 2024 года)



Таблица 35



Характеристика макрозон Ульяновской области

N п/п

Наименование показателя (относительно показателя по Ульяновской области)

Ульяновская агломерационная зона

Димитровградская агломерационная зона

Западная индустриально-аграрная зона

Инзенская транспортно-индустриальная зона

Центральная индустриально-аграрная зона

Южная аграрная зона (к югу от Новоспасского городского поселения)

Новоспасская транспортно-индустриальная зона

1.

Доля населения, %

59,9

14,8

6,8

6,6

4,9

3,3

3,8

2.

Доля занятых в обрабатывающей промышленности, %

28,4

35,6

4,7

18,8

13,4

0,7

8,4

3.

Доля занятых в сельском хозяйстве, %

0,1

1,1

0,0

0,0

5,5

0,3

5,0

4.

Доля занятых в строительстве, %

2,4

1,1

0,1

0,4

0,2

0,8

0,5

5.

Доля занятых в транспорте и связи, %

8,5

2,8

4,2

9,5

6,3

6,9

13,5

6.

Доля занятых в сфере финансов и недвижимости, %

11,1

4,0

6,2

11,3

7,2

7,7

15,5

7.

Доля занятых в бюджетной сфере, %

40,5

34,7

64,2

57,2

5,9

72,1

54,1

8

Доля инвестиций в основной капитал, %

57,9

22,3

1,3

1,7

12,4

0,4

4,0

9.

Доля в объеме промышленного производства, %

84,0

5,3

0,8

1,5

2,7

0,1

5,6

10.

Доля в объеме жилищного фонда, %

62,3

9,8

7,5

7,1

5,7

3,6

4,0

11.

Обеспеченность населения жилищным фондом, кв. м на человека

23,5

31,2

21,0

31,0

22,6

24,0

31,0


Из таблицы видно, что по критерию капитализации территории зоны делятся следующим образом:


к зонам максимальной капитализации относятся Ульяновская агломерационная зона, Димитровградская агломерационная зона;


к зонам высокой капитализации относится Новоспасская транспортно-индустриальная зона;


- зонам со средней капитализацией и высоким потенциалом наращивания капитализации относится Инзенская транспортно-индустриальная зона;


к зонам со средней и пониженной капитализацией относятся Центральная индустриально-аграрная и Западная индустриально-аграрная зоны;


- зонам с низкой степенью капитализации относится Южная аграрная зона.


Расчет теоретической границы Ульяновской городской агломерации показывает, что почти целиком в ее пределы по 1-часовой изохроне транспортной доступности попадают, кроме городов Ульяновска и Новоульяновска, Ульяновский, Цильнинский и Чердаклинский муниципальные районы. Зонирование, проведенное на основании комплексного анализа социально-экономической дифференциации муниципальных образований, определило территорию Ульяновской агломерационной зоны по границам вышеназванных муниципальных образований Ульяновской области.


При этом Ульяновская агломерационная зона непосредственно примыкает к Димитровградской агломерационной зоне и имеет сходные с ней социально-экономические характеристики по ряду параметров, что отражается в сводном рейтинге районов Ульяновской области (рис. 3).


Рис. 3. Ульяновская городская агломерация*

________________

* Рисунок 3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В совокупности две эти зоны можно рассматривать как территорию формирования полицентрической Ульяновской городской агломерации, включающую город Ульяновск и город Димитровград и концентрирующую более 65 процентов населения и более 85 процентов продукции обрабатывающей промышленности, являющейся главной отраслью специализации региона.


Два больших города и важнейших индустриальных и инновационных центра - город Ульяновск и город Димитровград - расположены не так близко, как это бывает в некоторых других регионах (расстояние по автомобильной или железной дороге до 100 км). Таким образом, в зависимости от консервативности оценок при определении теоретической границы Ульяновской агломерации город Димитровград расположен либо за ее пределами (наиболее консервативная оценка: граница по зоне 1-часовой доступности, оценочная скорость движения 60 км/ч), либо на самой ее границе (наименее консервативная оценка: граница по зоне 1,5-часовой доступности, оценочная скорость 70 км/ч). Фактор расстояния, а также большой размер, высокий промышленный и инновационный потенциал города Димитровграда, стратегическое значение организаций города делают неизбежным вывод о том, что агломерирование в Ульяновской области должно идти по пути формирования двухъядерной агломерации. Более того, процесс агломерирования не должен сводиться к субурбанизации в окрестностях двух городов и углублению перестройки сельского хозяйства прилегающих земель в сельское хозяйство пригородного типа. Агломерирование должно идти по двум встречным направлениям, от города Ульяновска и от города Димитровграда, и вести к урбанизационному освоению всей притрассовой полосы, охвату городским образом жизни подавляющей части населения лежащих между центрами урбанизации муниципальных районов: Чердаклинского и, частично, Мелекесского.


На сегодняшний день такой двухъядерной агломерации не существует. Имеется только слабоструктурированная зона повышенного социально-экономического потенциала, протянувшаяся от Цильнинского муниципального района на северо-западе до Новомалыклинского муниципального района на востоке. Ядром этой зоны является Ульяновская моноцентрическая агломерация, включающая города Ульяновск и Новоульяновск, а также прилегающие территории, выполняющие селитебные функции (в том числе размещение второго, дачного жилья) и функции пригородного сельского хозяйства (производство мяса, молока, овощей для обеспечения потребностей жителей городов). Данная агломерация достаточно компактна. Подавляющая часть (более 95 процентов) ее населения, инфраструктуры, производственного потенциала сосредоточена в зоне меньшей, чем граница 1-часовой транспортной доступности центра.


Формирование полноценной двухъядерной агломерации, включающей города Ульяновск и Димитровград, возможно только при условии остановки процессов депопуляции, а также транзитной миграции, в рамках которой наиболее образованное и активное население перемещается из городов Димитровграда, Новоульяновска и прилегающих сельских территорий в город Ульяновск и далее в центры более высокого порядка. Основным направлением на пути достижения цели стабилизации численности населения должно стать повышение привлекательности города Димитровграда как места проживания, а также дальнейшая диверсификация его экономики с целью преодоления "синдрома моногорода", когда чрезмерная зависимость населения от работы одной - двух организаций приводит к вспышкам миграционного оттока в периоды экономических кризисов.