Характеристика макрозон Ульяновской области
N п/п | Наименование показателя (относительно показателя по Ульяновской области) | Ульяновская агломерационная зона | Димитровградская агломерационная зона | Западная индустриально-аграрная зона | Инзенская транспортно-индустриальная зона | Центральная индустриально-аграрная зона | Южная аграрная зона (к югу от Новоспасского городского поселения) | Новоспасская транспортно-индустриальная зона |
1. | Доля населения, % | 59,9 | 14,8 | 6,8 | 6,6 | 4,9 | 3,3 | 3,8 |
2. | Доля занятых в обрабатывающей промышленности, % | 28,4 | 35,6 | 4,7 | 18,8 | 13,4 | 0,7 | 8,4 |
3. | Доля занятых в сельском хозяйстве, % | 0,1 | 1,1 | 0,0 | 0,0 | 5,5 | 0,3 | 5,0 |
4. | Доля занятых в строительстве, % | 2,4 | 1,1 | 0,1 | 0,4 | 0,2 | 0,8 | 0,5 |
5. | Доля занятых в транспорте и связи, % | 8,5 | 2,8 | 4,2 | 9,5 | 6,3 | 6,9 | 13,5 |
6. | Доля занятых в сфере финансов и недвижимости, % | 11,1 | 4,0 | 6,2 | 11,3 | 7,2 | 7,7 | 15,5 |
7. | Доля занятых в бюджетной сфере, % | 40,5 | 34,7 | 64,2 | 57,2 | 5,9 | 72,1 | 54,1 |
8 | Доля инвестиций в основной капитал, % | 57,9 | 22,3 | 1,3 | 1,7 | 12,4 | 0,4 | 4,0 |
9. | Доля в объеме промышленного производства, % | 84,0 | 5,3 | 0,8 | 1,5 | 2,7 | 0,1 | 5,6 |
10. | Доля в объеме жилищного фонда, % | 62,3 | 9,8 | 7,5 | 7,1 | 5,7 | 3,6 | 4,0 |
11. | Обеспеченность населения жилищным фондом, кв. м на человека | 23,5 | 31,2 | 21,0 | 31,0 | 22,6 | 24,0 | 31,0 |
Из таблицы видно, что по критерию капитализации территории зоны делятся следующим образом:
к зонам максимальной капитализации относятся Ульяновская агломерационная зона, Димитровградская агломерационная зона;
к зонам высокой капитализации относится Новоспасская транспортно-индустриальная зона;
- зонам со средней капитализацией и высоким потенциалом наращивания капитализации относится Инзенская транспортно-индустриальная зона;
к зонам со средней и пониженной капитализацией относятся Центральная индустриально-аграрная и Западная индустриально-аграрная зоны;
- зонам с низкой степенью капитализации относится Южная аграрная зона.
Расчет теоретической границы Ульяновской городской агломерации показывает, что почти целиком в ее пределы по 1-часовой изохроне транспортной доступности попадают, кроме городов Ульяновска и Новоульяновска, Ульяновский, Цильнинский и Чердаклинский муниципальные районы. Зонирование, проведенное на основании комплексного анализа социально-экономической дифференциации муниципальных образований, определило территорию Ульяновской агломерационной зоны по границам вышеназванных муниципальных образований Ульяновской области.
При этом Ульяновская агломерационная зона непосредственно примыкает к Димитровградской агломерационной зоне и имеет сходные с ней социально-экономические характеристики по ряду параметров, что отражается в сводном рейтинге районов Ульяновской области (рис. 3).
Рис. 3. Ульяновская городская агломерация*
________________
* Рисунок 3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
В совокупности две эти зоны можно рассматривать как территорию формирования полицентрической Ульяновской городской агломерации, включающую город Ульяновск и город Димитровград и концентрирующую более 65 процентов населения и более 85 процентов продукции обрабатывающей промышленности, являющейся главной отраслью специализации региона.
Два больших города и важнейших индустриальных и инновационных центра - город Ульяновск и город Димитровград - расположены не так близко, как это бывает в некоторых других регионах (расстояние по автомобильной или железной дороге до 100 км). Таким образом, в зависимости от консервативности оценок при определении теоретической границы Ульяновской агломерации город Димитровград расположен либо за ее пределами (наиболее консервативная оценка: граница по зоне 1-часовой доступности, оценочная скорость движения 60 км/ч), либо на самой ее границе (наименее консервативная оценка: граница по зоне 1,5-часовой доступности, оценочная скорость 70 км/ч). Фактор расстояния, а также большой размер, высокий промышленный и инновационный потенциал города Димитровграда, стратегическое значение организаций города делают неизбежным вывод о том, что агломерирование в Ульяновской области должно идти по пути формирования двухъядерной агломерации. Более того, процесс агломерирования не должен сводиться к субурбанизации в окрестностях двух городов и углублению перестройки сельского хозяйства прилегающих земель в сельское хозяйство пригородного типа. Агломерирование должно идти по двум встречным направлениям, от города Ульяновска и от города Димитровграда, и вести к урбанизационному освоению всей притрассовой полосы, охвату городским образом жизни подавляющей части населения лежащих между центрами урбанизации муниципальных районов: Чердаклинского и, частично, Мелекесского.
На сегодняшний день такой двухъядерной агломерации не существует. Имеется только слабоструктурированная зона повышенного социально-экономического потенциала, протянувшаяся от Цильнинского муниципального района на северо-западе до Новомалыклинского муниципального района на востоке. Ядром этой зоны является Ульяновская моноцентрическая агломерация, включающая города Ульяновск и Новоульяновск, а также прилегающие территории, выполняющие селитебные функции (в том числе размещение второго, дачного жилья) и функции пригородного сельского хозяйства (производство мяса, молока, овощей для обеспечения потребностей жителей городов). Данная агломерация достаточно компактна. Подавляющая часть (более 95 процентов) ее населения, инфраструктуры, производственного потенциала сосредоточена в зоне меньшей, чем граница 1-часовой транспортной доступности центра.
Формирование полноценной двухъядерной агломерации, включающей города Ульяновск и Димитровград, возможно только при условии остановки процессов депопуляции, а также транзитной миграции, в рамках которой наиболее образованное и активное население перемещается из городов Димитровграда, Новоульяновска и прилегающих сельских территорий в город Ульяновск и далее в центры более высокого порядка. Основным направлением на пути достижения цели стабилизации численности населения должно стать повышение привлекательности города Димитровграда как места проживания, а также дальнейшая диверсификация его экономики с целью преодоления "синдрома моногорода", когда чрезмерная зависимость населения от работы одной - двух организаций приводит к вспышкам миграционного оттока в периоды экономических кризисов.