Основные понятия и термины, используемые в государственной программе:
компании с государственным участием - хозяйственные общества, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в государственной собственности Ульяновской области, областные государственные унитарные предприятия;
коммерческий оборот - передача объектов государственного имущества Ульяновской области в собственность либо в пользование третьих лиц с целью извлечения дохода.
В течение последних лет проходил процесс оптимизации состава и структуры имущества Ульяновской области, в том числе путем приватизации, перераспределения имущества между Российской Федерацией, Ульяновской областью и муниципальными образованиями Ульяновской области. На федеральном и региональном уровне были созданы необходимые условия для достижения целей и задач в области управления государственным имуществом:
нормативное закрепление моделей управления областным имуществом, предусматривающих принятие управленческих решений на основании принципов открытости и согласованности решений, для компаний с государственным участием;
создание условий для внедрения эффективных моделей корпоративного управления в компаниях с государственным участием путем привлечения независимых директоров, внедрения программ стратегического планирования деятельности;
создание правовых условий для оптимизации механизмов управления областными государственными учреждениями, включая возможность изменения типа на казенные, бюджетные и автономные учреждения;
законодательное определение условий вовлечения в коммерческий оборот объектов недвижимого имущества, включая обязательность проведения оценки, проведения торгов и размещения информации на едином специализированном информационном ресурсе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
законодательное определение порядка передачи для использования по целевому назначению находящегося в государственной собственности имущества религиозного назначения, а также условий вовлечения в оборот объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
повышение ответственности в части информационной открытости приватизации, в том числе путем введения обязательных требований об опубликовании сведений не только в печатных изданиях, но и в сети Интернет, расширения перечня таких сведений, а также введения обязанности по раскрытию информации подлежащими приватизации организациями;
совершенствование механизмов государственного контроля за ходом приватизации путем организации проведения независимой оценки объекта для определения начальной цены как обязательного этапа приватизации;
развитие инструментов приватизации путем создания возможности проведения продажи имущества в электронной форме, а также новых правил продажи посредством публичного предложения, проводимой в случае признания аукциона несостоявшимся.
Вместе с тем требуется продолжить работу по преодолению следующих системных проблем:
избыточность областного имущества с точки зрения исполнения государственных функций;
недостаточная эффективность управления областным имуществом, приводящая к неудовлетворительным результатам финансово-хозяйственной деятельности организаций или потере контроля над объектами управления;
недостаточный уровень корпоративного управления компаний с государственным участием;
несовершенство учета областного имущества.
В отношении рисков реализации государственной программы необходимо отметить следующее.
Риск неуспешной реализации государственной программы при исключении форс-мажорных обстоятельств оценивается как минимальный. Вместе с тем реализация мероприятий государственной программы предусматривает участие отраслевых исполнительных органов государственной власти Ульяновской области. В связи с этим существует административный риск, в том числе в части недостаточной координации и взаимодействия.
Выделяются следующие риски, на минимизацию которых направлена государственная программа:
риск расширения государственных и квазигосударственных структур в ходе приватизации;
риск ограниченности позитивных структурных эффектов от приватизации при запаздывающем характере "внешних" мер по улучшению инвестиционного климата, развитию условий для конкуренции, совершенствованию корпоративного управления;
риск непрозрачности подготовки и принятия управленческих решений в условиях инертности органов государственной власти, формального подхода к внедрению управленческих новаций.
Ниже приведен анализ основных рисков реализации государственной программы и описание мер по управлению рисками в рамках ее реализации.
N п/п | Описание риска | Меры по преодолению |
1 | 2 | 3 |
1. | Несовершенство законодательства в сфере управления государственным имуществом Ульяновской области | Активная нормотворческая деятельность в сфере имущественных отношений |
2. | Несоответствие состава государственного имущества Ульяновской области функциям субъекта Российской Федерации | Инвентаризация и классификация объектов государственного имущества Ульяновской области по критерию соответствия стратегическим интересам Ульяновской области; |
3. | Недостаточная эффективность управления государственным имуществом Ульяновской области | Совершенствование методов управления государственным имуществом и развитие соответствующей информационной базы; |
4. | Недостаточное привлечение инвестиций в реальный сектор экономики | Обеспечение приватизации объектов государственного имущества Ульяновской области с передачей их новым собственникам, обладающим возможностью и желанием инвестировать и обеспечивать необходимую реструктуризацию объекта; |
5. | Недостаточные координация и взаимодействие исполнительных органов государственной власти Ульяновской области по управлению государственным имуществом Ульяновской области | Усиление координации и взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, в том числе посредством проведения совещаний; |