Недействующий

Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Повышение эффективности управления государственным имуществом Ульяновской области" на 2015 - 2021 годы (с изменениями на 12 сентября 2019 года)

1. Введение. Характеристика проблем, на решение которых направлена государственная программа

Основные понятия и термины, используемые в государственной программе:

компании с государственным участием - хозяйственные общества, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в государственной собственности Ульяновской области, областные государственные унитарные предприятия;

коммерческий оборот - передача объектов государственного имущества Ульяновской области в собственность либо в пользование третьих лиц с целью извлечения дохода.

В течение последних лет проходил процесс оптимизации состава и структуры имущества Ульяновской области, в том числе путем приватизации, перераспределения имущества между Российской Федерацией, Ульяновской областью и муниципальными образованиями Ульяновской области. На федеральном и региональном уровне были созданы необходимые условия для достижения целей и задач в области управления государственным имуществом:

нормативное закрепление моделей управления областным имуществом, предусматривающих принятие управленческих решений на основании принципов открытости и согласованности решений, для компаний с государственным участием;

создание условий для внедрения эффективных моделей корпоративного управления в компаниях с государственным участием путем привлечения независимых директоров, внедрения программ стратегического планирования деятельности;

создание правовых условий для оптимизации механизмов управления областными государственными учреждениями, включая возможность изменения типа на казенные, бюджетные и автономные учреждения;

законодательное определение условий вовлечения в коммерческий оборот объектов недвижимого имущества, включая обязательность проведения оценки, проведения торгов и размещения информации на едином специализированном информационном ресурсе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

законодательное определение порядка передачи для использования по целевому назначению находящегося в государственной собственности имущества религиозного назначения, а также условий вовлечения в оборот объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

повышение ответственности в части информационной открытости приватизации, в том числе путем введения обязательных требований об опубликовании сведений не только в печатных изданиях, но и в сети Интернет, расширения перечня таких сведений, а также введения обязанности по раскрытию информации подлежащими приватизации организациями;

совершенствование механизмов государственного контроля за ходом приватизации путем организации проведения независимой оценки объекта для определения начальной цены как обязательного этапа приватизации;

развитие инструментов приватизации путем создания возможности проведения продажи имущества в электронной форме, а также новых правил продажи посредством публичного предложения, проводимой в случае признания аукциона несостоявшимся.

Вместе с тем требуется продолжить работу по преодолению следующих системных проблем:

избыточность областного имущества с точки зрения исполнения государственных функций;

недостаточная эффективность управления областным имуществом, приводящая к неудовлетворительным результатам финансово-хозяйственной деятельности организаций или потере контроля над объектами управления;

недостаточный уровень корпоративного управления компаний с государственным участием;

несовершенство учета областного имущества.

В отношении рисков реализации государственной программы необходимо отметить следующее.

Риск неуспешной реализации государственной программы при исключении форс-мажорных обстоятельств оценивается как минимальный. Вместе с тем реализация мероприятий государственной программы предусматривает участие отраслевых исполнительных органов государственной власти Ульяновской области. В связи с этим существует административный риск, в том числе в части недостаточной координации и взаимодействия.

Выделяются следующие риски, на минимизацию которых направлена государственная программа:

риск расширения государственных и квазигосударственных структур в ходе приватизации;

риск ограниченности позитивных структурных эффектов от приватизации при запаздывающем характере "внешних" мер по улучшению инвестиционного климата, развитию условий для конкуренции, совершенствованию корпоративного управления;

риск непрозрачности подготовки и принятия управленческих решений в условиях инертности органов государственной власти, формального подхода к внедрению управленческих новаций.

Ниже приведен анализ основных рисков реализации государственной программы и описание мер по управлению рисками в рамках ее реализации.

N п/п

Описание риска

Меры по преодолению

1

2

3

1.

Несовершенство законодательства в сфере управления государственным имуществом Ульяновской области

Активная нормотворческая деятельность в сфере имущественных отношений

2.

Несоответствие состава государственного имущества Ульяновской области функциям субъекта Российской Федерации

Инвентаризация и классификация объектов государственного имущества Ульяновской области по критерию соответствия стратегическим интересам Ульяновской области;
проведение мероприятий по оптимизации состава государственного сектора в соответствии с принципами прозрачности и открытости

3.

Недостаточная эффективность управления государственным имуществом Ульяновской области

Совершенствование методов управления государственным имуществом и развитие соответствующей информационной базы;
совершенствование института профессиональных директоров в компаниях с государственным участием;
повышение качества отчетности руководителей областных государственных унитарных предприятий и представителей государства в органах управления акционерных обществ;
рациональное распределение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти при управлении имуществом;
усиление контроля за эффективностью использования государственного имущества Ульяновской области и качества управленческих решений

4.

Недостаточное привлечение инвестиций в реальный сектор экономики

Обеспечение приватизации объектов государственного имущества Ульяновской области с передачей их новым собственникам, обладающим возможностью и желанием инвестировать и обеспечивать необходимую реструктуризацию объекта;
рациональное использование приватизации для повышения инвестиционной активности и пополнения областного бюджета Ульяновской области;
подготовка и реализация проектов по уменьшению государственного участия в крупных инвестиционно привлекательных компаниях с государственным участием;
реализация комплекса мер по стимулированию инвестиционной активности организаций государственного сектора;
совершенствование механизмов осуществления государственных инвестиций

5.

Недостаточные координация и взаимодействие исполнительных органов государственной власти Ульяновской области по управлению государственным имуществом Ульяновской области

Усиление координации и взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, в том числе посредством проведения совещаний;
повышение уровня информационного обеспечения, в том числе расширение доступа к отчетности об управлении компаниями с государственным участием