Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы | - | подпрограмма "Обращение с отходами производства и потребления" (далее - подпрограмма) |
Государственный заказчик подпрограммы | - | Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области |
Соисполнители подпрограммы | - | не предусмотрены |
Проекты, реализуемые в составе подпрограммы | - | региональный проект "Комплексная система обращения с ТКО" |
Цели и задачи подпрограммы | - | цель - обеспечение безопасности в области охраны окружающей среды. |
Целевые индикаторы подпрограммы | - | количество обустроенных контейнерных площадок в населенных пунктах Ульяновской области; |
Сроки реализации подпрограммы | - | срок реализации подпрограммы составляет 4 года |
Ресурсное обеспечение подпрограммы с разбивкой по годам реализации | - | источником финансового обеспечения реализации подпрограммы являются бюджетные ассигнования областного бюджета Ульяновской области. Общий объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации подпрограммы в 2018 - 2021 годах составляет 1369327,88574 тыс. рублей, из них: |
Ресурсное обеспечение проектов, реализуемых в составе подпрограммы | - | общий объем бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение реализации проектов, реализуемых в составе подпрограммы, в 2019 - 2021 годах составляет 911035,6 тыс. рублей, из них: |
Ожидаемый эффект от реализации подпрограммы | - | увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов до 80 процентов; |
1. Введение. Характеристика проблем, на решение которых направлена подпрограмма
Подпрограмма разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды Российской Федерации на 2012 - 2020 годы" и Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года.
По состоянию на 1 января 2017 года экологическая ситуация в Ульяновской области характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. Более 54 процентов населения городских населенных пунктов находится под воздействием атмосферного воздуха, содержащего вредные (загрязняющие) вещества. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к снижению плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а размещаются в объектах размещения отходов, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям безопасности в области охраны окружающей среды.
Существует проблема транспортной доступности межмуниципальных объектов размещения отходов и, как следствие, законности размещения отходов, образовавшихся в процессе деятельности хозяйствующих субъектов и населения.
Необходимо обеспечить условия для строительства межмуниципальных объектов размещения отходов за счет внебюджетных источников на территориях следующих муниципальных образований Ульяновской области:
"Барышский район" (для размещения отходов, собранных на территориях муниципальных образований "Базарносызганский район", "Барышский район", "Вешкаймский район", "Инзенский район", "Карсунский район");
"Новоспасский район" (для размещения отходов, собранных на территориях муниципальных образований "Кузоватовский район", "Николаевский район", "Новоспасский район", "Павловский район", "Радищевский район", "Старокулаткинский район");
"Цильнинский район" (для размещения отходов, собранных на территориях муниципальных образований "Майнский район", "Сурский район", "Цильнинский район");
"Чердаклинский район" (для размещения отходов, собранных на территориях муниципальных образований "Чердаклинский район" и "Старомайнский район");
"Мелекесский район" (для размещения отходов, собранных на территории муниципального образования "Мелекесский район");
"город Димитровград" (для размещения отходов, собранных на территории муниципального образования "город Димитровград");
"Новомалыклинский район" (для размещения отходов, собранных на территории муниципального образования "Новомалыклинский район").
На территории Ульяновской области отсутствуют объекты по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов. Основным способом удаления отходов является их захоронение. Значительное количество отходов производства (промышленности и сельского хозяйства) удаляется на свалки, при этом такие объекты размещения отходов не отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды и техническим регламентам и не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов.
Раздельный сбор отходов потребления, образовавшихся в процессе жизнедеятельности населения, не осуществляется.
Экологический мониторинг состояния атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и грунтовых вод осуществляется лишь на 18 объектах размещения отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Кроме того, отсутствуют экономическое регулирование и рыночные инструменты охраны окружающей среды и обеспечения безопасности в области охраны окружающей среды, единая информационная система в сфере обращения с отходами.
Отдельной проблемой в сфере охраны окружающей среды является низкий уровень экологической культуры населения.
Для модернизации сферы обращения с отходами в Ульяновской области необходимо:
осуществить среднесрочное планирование развития сферы обращения с отходами;
создать систему мониторинга динамики образования отходов и вторичных ресурсов;
создать условия для внедрения ресурсосбережения;
осуществлять экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний о безопасности в области охраны окружающей среды, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
Это позволит в среднесрочной перспективе уменьшить количество отходов, снизить их негативное воздействие на окружающую среду, использовать отходы в качестве источников энергии.
Сложность и многообразие проблем, требующих приоритетного решения, предполагают разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимосвязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям.