Недействующий

Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области" на 2014 - 2024 годы (с изменениями на 18 ноября 2019 года)

1. Введение. Характеристика проблем, на решение которых направлена подпрограмма


В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определено снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (далее - ВВП) к 2020 году не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года. Согласно Энергетической стратегии России до 2030 года планируется сокращение удельной энергоемкости ВВП более чем в 2 раза, удельной энергоемкости ВВП - не менее чем в 1,6 раза. Достижение данных показателей невозможно без комплексного подхода к решению проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Одним из основных интегральных показателей эффективности использования энергетических ресурсов в Ульяновской области является энергоемкость ВРП как составляющая энергоемкости ВВП Российской Федерации, определяемая в сопоставимых ценах отношением объемов потребляемых первичных энергоносителей в тоннах условного топлива (далее - т у.т.) к объему ВРП.

Энергоемкость ВРП Ульяновской области за 2009 - 2012 годы представлена в следующей таблице:

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

ВРП, млн. рублей

150191,5

178235,41

224785,99

245863,59

Доля энергетики в ВРП, %

5,93

6,68

5,05

4,34

Объем производства энергетических ресурсов, тыс. т.у.т.

2451,34

2500,31

2531,45

2395,66

Объем потребления энергоносителей, тыс. т у.т.

4685,6

4776,5

5107,6

5337

Энергоемкость ВРП, т у.т./млн. руб. в ценах 2007 года

48,8

35,47

35,32

34,8


Высокая энергоемкость ВРП при росте тарифов на энергоносители затрудняет борьбу с инфляцией, что приводит к увеличению расходов областного бюджета Ульяновской области. Однако рост тарифов на энергоносители необходим для обеспечения развития топливно-энергетического комплекса. Рост нагрузки по оплате энергоносителей, выходящий за пределы платежной способности населения, не позволяет обеспечить высокую собираемость платежей и порождает недовольство граждан. Низкая энергетическая эффективность жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы ведет к увеличению коммунальных платежей и дополнительной финансовой нагрузке на региональный и местные бюджеты.

Причинами возникновения этих проблем являются несовершенство системы управления энергосбережением, недоработанность или отсутствие финансово-экономических механизмов, направленных на обеспечение энергосбережения, недостаточное и не комплексное их применение, высокий уровень износа основных средств топливно-энергетического комплекса Ульяновской области. По итогам работы в 2012 году при выработке и реализации тепловой энергии объем выпадающих доходов составил около 300 млн. рублей, в том числе за счет мазутных котельных муниципальные образования Ульяновской области "Инзенский район", "Вешкаймский район", "Карсунский район" понесли убытки в сумме 62,96 млн. рублей.

При анализе результатов деятельности муниципальных образований Ульяновской области необходимо отметить, что практически все теплоисточники муниципальных образований Ульяновской области нуждаются в модернизации котельного оборудования.

В последние годы объем потребления компримированного природного газа (далее также - КПГ) в мире неуклонно растет. Так, за последние пять лет объем потребления КПГ в мире увеличился в 3 раза, при этом совокупный среднегодовой темп прироста в среднем составил 27 процентов. Среднегодовой темп прироста сжиженного углеводородного газа за этот же период составил лишь 3 процента, а объем потребления вырос менее чем на треть. Соответственно, мировой парк автомобилей, работающих на КПГ, ежегодно увеличивается на 25 - 30 процентов. Согласно прогнозу Международного газового союза парк газобаллонного автотранспорта составит к 2020 году 50 млн. единиц, а к 2030 году - более 100 млн. единиц. Сегодня в мире насчитывается уже более 20 тысяч АГНКС. На сегодняшний день многие мировые автопроизводители осуществляют серийный выпуск автомобилей, использующих КПГ. Основными причинами высоких темпов роста мирового рынка КПГ стали:

1) ценовая привлекательность КПГ по сравнению с традиционными видами топлива (бензином и дизельным топливом), относительно короткий срок окупаемости стоимости газобаллонного оборудования и его установки;

2) экологичность КПГ и повышение экологических требований к выбросам загрязняющих веществ транспортом;

3) безопасность использования КПГ;

4) развитие инфраструктуры и государственное стимулирование рынка КПГ.

В Энергетической стратегии России до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р, одним из перспективных направлений развития обозначено увеличение использования природного газа в качестве моторного топлива с соответствующим развитием его рынка. Затраты на приобретение моторного топлива могут достигать более 40 процентов в себестоимости продукции. В этой связи использование более дешевого альтернативного топлива обладает рядом преимуществ. Прежде всего, это сокращение эксплуатационных затрат и снижение выбросов автотранспортными средствами вредных веществ в окружающую среду.

В качестве моторного топлива используется природный газ двух видов - компримированный природный газ и сжиженный природный газ. В настоящее время на территории Ульяновской области газозаправочная инфраструктура состоит из АГНКС, реализующих компримированный природный газ.

Среднестатистическая цена на моторное топливо на территории Ульяновской области по состоянию на июнь - июль 2015 года представлена в следующей таблице:

Вид моторного топлива

Средняя цена за 1 л топлива, рублей

Дизельное топливо

33,4

Бензин А-76 (80)

31,9

Бензин А-92

32,8

Бензин А-95

35,7

Пропан-бутан

15,5

Метан

11,9


На территории Ульяновской области стоимость КПГ на АГНКС составляет 11 рублей 90 копеек за 1 кубометр, ниже действующей цены на пропан-бутан, стоимость которого на 50 процентов ниже стоимости бензина А-95 в Ульяновской области и гораздо ниже стоимости бензина А-76 (80) - на 20 рублей соответственно.

Учитывая ежегодное увеличение автомобильного парка в Ульяновской области, расширение использования природного газа как высококачественного моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками может стать эффективной мерой по повышению экономической эффективности эксплуатации автотранспортных средств и снижению выбросов вредных веществ в атмосферу.

Выбросы токсичных веществ на территории Ульяновской области

     
тыс. тонн/год

Вещество

Бензин

Дизельное топливо

Сжатый природный газ

Компримированный природный газ

Оксид углерода

6,9

0,9

0,38

0,025

Оксиды азота

2,4

1,1

0,266

0,034

Неметановые углеводороды

1,0

0,1

0,057

0,027

Сажа (дымность по Хартриджу, %)

-

20,7

-

-

ПАУ

0,074

-

-

-


По состоянию на 01.08.2015 в Ульяновской области зарегистрировано 426638 единиц автотранспортных средств, из которых легковых автомобилей - 361827, грузовых автомобилей - 44323, автобусов - 7707, наибольшая концентрация автотранспортных средств наблюдается в городе Ульяновске (201789 единиц) и в городе Димитровграде (44374 единицы).