В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определено снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (далее - ВВП) к 2020 году не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года. Согласно Энергетической стратегии России до 2030 года планируется сокращение удельной энергоемкости ВВП более чем в 2 раза, удельной энергоемкости ВВП - не менее чем в 1,6 раза. Достижение данных показателей невозможно без комплексного подхода к решению проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Одним из основных интегральных показателей эффективности использования энергетических ресурсов в Ульяновской области является энергоемкость ВРП как составляющая энергоемкости ВВП Российской Федерации, определяемая в сопоставимых ценах отношением объемов потребляемых первичных энергоносителей в тоннах условного топлива (далее - т у.т.) к объему ВРП.
Энергоемкость ВРП Ульяновской области за 2009 - 2012 годы представлена в следующей таблице:
Показатель | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
ВРП, млн. рублей | 150191,5 | 178235,41 | 224785,99 | 245863,59 |
Доля энергетики в ВРП, % | 5,93 | 6,68 | 5,05 | 4,34 |
Объем производства энергетических ресурсов, тыс. т.у.т. | 2451,34 | 2500,31 | 2531,45 | 2395,66 |
Объем потребления энергоносителей, тыс. т у.т. | 4685,6 | 4776,5 | 5107,6 | 5337 |
Энергоемкость ВРП, т у.т./млн. руб. в ценах 2007 года | 48,8 | 35,47 | 35,32 | 34,8 |
Высокая энергоемкость ВРП при росте тарифов на энергоносители затрудняет борьбу с инфляцией, что приводит к увеличению расходов областного бюджета Ульяновской области. Однако рост тарифов на энергоносители необходим для обеспечения развития топливно-энергетического комплекса. Рост нагрузки по оплате энергоносителей, выходящий за пределы платежной способности населения, не позволяет обеспечить высокую собираемость платежей и порождает недовольство граждан. Низкая энергетическая эффективность жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы ведет к увеличению коммунальных платежей и дополнительной финансовой нагрузке на региональный и местные бюджеты.
Причинами возникновения этих проблем являются несовершенство системы управления энергосбережением, недоработанность или отсутствие финансово-экономических механизмов, направленных на обеспечение энергосбережения, недостаточное и не комплексное их применение, высокий уровень износа основных средств топливно-энергетического комплекса Ульяновской области. По итогам работы в 2012 году при выработке и реализации тепловой энергии объем выпадающих доходов составил около 300 млн. рублей, в том числе за счет мазутных котельных муниципальные образования Ульяновской области "Инзенский район", "Вешкаймский район", "Карсунский район" понесли убытки в сумме 62,96 млн. рублей.
При анализе результатов деятельности муниципальных образований Ульяновской области необходимо отметить, что практически все теплоисточники муниципальных образований Ульяновской области нуждаются в модернизации котельного оборудования.
В последние годы объем потребления компримированного природного газа (далее также - КПГ) в мире неуклонно растет. Так, за последние пять лет объем потребления КПГ в мире увеличился в 3 раза, при этом совокупный среднегодовой темп прироста в среднем составил 27 процентов. Среднегодовой темп прироста сжиженного углеводородного газа за этот же период составил лишь 3 процента, а объем потребления вырос менее чем на треть. Соответственно, мировой парк автомобилей, работающих на КПГ, ежегодно увеличивается на 25 - 30 процентов. Согласно прогнозу Международного газового союза парк газобаллонного автотранспорта составит к 2020 году 50 млн. единиц, а к 2030 году - более 100 млн. единиц. Сегодня в мире насчитывается уже более 20 тысяч АГНКС. На сегодняшний день многие мировые автопроизводители осуществляют серийный выпуск автомобилей, использующих КПГ. Основными причинами высоких темпов роста мирового рынка КПГ стали:
1) ценовая привлекательность КПГ по сравнению с традиционными видами топлива (бензином и дизельным топливом), относительно короткий срок окупаемости стоимости газобаллонного оборудования и его установки;
2) экологичность КПГ и повышение экологических требований к выбросам загрязняющих веществ транспортом;
3) безопасность использования КПГ;
4) развитие инфраструктуры и государственное стимулирование рынка КПГ.
В Энергетической стратегии России до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р, одним из перспективных направлений развития обозначено увеличение использования природного газа в качестве моторного топлива с соответствующим развитием его рынка. Затраты на приобретение моторного топлива могут достигать более 40 процентов в себестоимости продукции. В этой связи использование более дешевого альтернативного топлива обладает рядом преимуществ. Прежде всего, это сокращение эксплуатационных затрат и снижение выбросов автотранспортными средствами вредных веществ в окружающую среду.
В качестве моторного топлива используется природный газ двух видов - компримированный природный газ и сжиженный природный газ. В настоящее время на территории Ульяновской области газозаправочная инфраструктура состоит из АГНКС, реализующих компримированный природный газ.
Среднестатистическая цена на моторное топливо на территории Ульяновской области по состоянию на июнь - июль 2015 года представлена в следующей таблице:
Вид моторного топлива | Средняя цена за 1 л топлива, рублей |
Дизельное топливо | 33,4 |
Бензин А-76 (80) | 31,9 |
Бензин А-92 | 32,8 |
Бензин А-95 | 35,7 |
Пропан-бутан | 15,5 |
Метан | 11,9 |
На территории Ульяновской области стоимость КПГ на АГНКС составляет 11 рублей 90 копеек за 1 кубометр, ниже действующей цены на пропан-бутан, стоимость которого на 50 процентов ниже стоимости бензина А-95 в Ульяновской области и гораздо ниже стоимости бензина А-76 (80) - на 20 рублей соответственно.
Учитывая ежегодное увеличение автомобильного парка в Ульяновской области, расширение использования природного газа как высококачественного моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками может стать эффективной мерой по повышению экономической эффективности эксплуатации автотранспортных средств и снижению выбросов вредных веществ в атмосферу.
Выбросы токсичных веществ на территории Ульяновской области
тыс. тонн/год
Вещество | Бензин | Дизельное топливо | Сжатый природный газ | Компримированный природный газ |
Оксид углерода | 6,9 | 0,9 | 0,38 | 0,025 |
Оксиды азота | 2,4 | 1,1 | 0,266 | 0,034 |
Неметановые углеводороды | 1,0 | 0,1 | 0,057 | 0,027 |
Сажа (дымность по Хартриджу, %) | - | 20,7 | - | - |
ПАУ | 0,074 | - | - | - |
По состоянию на 01.08.2015 в Ульяновской области зарегистрировано 426638 единиц автотранспортных средств, из которых легковых автомобилей - 361827, грузовых автомобилей - 44323, автобусов - 7707, наибольшая концентрация автотранспортных средств наблюдается в городе Ульяновске (201789 единиц) и в городе Димитровграде (44374 единицы).