Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы | - | "Ульяновск - авиационная столица" на 2014 - 2020 годы (далее - подпрограмма). |
Государственный заказчик - координатор подпрограммы | - | Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области. |
Соисполнители подпрограммы | - | Правительство Ульяновской области; |
Цель и задачи подпрограммы | - | цель - развитие авиационной промышленности в Ульяновской области; |
Целевые индикаторы подпрограммы | - | количество новых рабочих мест в организациях авиационного кластера; |
Сроки и этапы реализации подпрограммы | - | реализация подпрограммы предусматривается в течение 2014 - 2020 годов в один этап. |
Ресурсное обеспечение подпрограммы с разбивкой по годам реализации | - | общий объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации подпрограммы в 2014 - 2020 годах составляет 381938,128 тыс. рублей, из них: |
Ожидаемый эффект от реализации подпрограммы | - | реализация подпрограммы позволить достичь следующих результатов: |
1. Введение. Характеристика проблем, на решение которых направлена подпрограмма
В 2008 году Правительством Ульяновской области принято решение о приоритетности развития авиационного направления в экономике региона, стартовал проект "Авиационная столица России". В 2009 году организован авиационный кластер, в который вошли крупнейшие предприятия города Ульяновска, работающие в области авиационной промышленности.
За прошедшие годы Правительством Ульяновской области оказывалась всемерная административная поддержка участникам авиационного кластера, предоставлялись налоговые льготы, осуществлялось финансирование проектов из областного бюджета Ульяновской области.
Наряду с всесторонней поддержкой авиационных предприятий Правительство Ульяновской области развернуло активную работу на федеральном и международном уровне по позиционированию города Ульяновска как крупнейшего российского центра авиации. В течение 2010 - 2012 годов практически на всех крупнейших российских и международных авиационных мероприятиях были представлены презентации возможностей авиационного кластера и проекта "Авиационная столица России". Начиная с 2011 года в городе Ульяновске ежегодно проводится Международный авиатранспортный форум.
В результате указанных мероприятий активная авиационная политика Правительства Ульяновской области получила широкое признание на федеральном и международном уровне, а город Ульяновск зарекомендовал себя как центр российской авиации. Авиационный кластер стал официальным членом Европейского партнерства аэрокосмических кластеров.
Развитие авиационной промышленности Ульяновской области необходимо рассматривать в рамках сформированного авиационного кластера и ПОЭЗ. Используя кластерный подход, Ульяновская область решает одну из важных проблем, тормозящих развитие региональной авиационной промышленности, - разобщенность организаций, работающих в указанной сфере на территории Ульяновской области, их программ деятельности, компетенций и ресурсов. Указанный подход позволил интегрироваться в процесс производства современных воздушных судов отечественного производства для гражданской авиации, удовлетворяющих требованиям Международной организации гражданской авиации, с учетом мероприятий федеральных целевых программ и целевых проектов поддержки гражданской авиации, реализуемых открытым акционерным обществом "Объединенная авиастроительная корпорация".
Совокупность региональных преимуществ и новая картина отраслевой конкуренции определяют основную цель подпрограммы - развитие авиационной промышленности Ульяновской области и, как следствие, достижение лидирующих позиций Ульяновской области среди российских регионов, ориентированных на развитие авиации. Заявленная цель полностью соответствует приоритету развития Ульяновской области, закрепленному в Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года, - обеспечение устойчивого развития авиационной промышленности в Ульяновской области.
Среди объективных факторов, существенно сдерживающих формирование и развитие авиационной промышленности и снижающих ожидаемый эффект от реализации подпрограммы, выделяются следующие:
прямая зависимость развития авиационной промышленности от федеральных органов государственной власти;
фактическое отсутствие крупных инвесторов и заказчиков;
слабая внутренняя и внешняя производственная кооперация организаций, входящих в авиационный кластер;
отсутствие существенных результатов по увеличению портфеля заказов на производство гражданских самолетов на закрытом акционерном обществе "Авиастар-СП".
Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить достижение лидирующих позиций Ульяновской области среди российских регионов, ориентированных на развитие авиационной промышленности, и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств.
Решение обозначенной проблемы заключается в приложении усилий к созданию отраслевой среды, объединяющей региональные конкурентные преимущества, конвертируя их в продуктивные внутренние и внешние кооперационные и производственные связи. Использование программно-целевого метода обусловлено необходимостью:
развития деятельности существующих предприятий и организаций авиационной промышленности, а также научно-производственного потенциала указанной отрасли;
формирования общих программ взаимодействия и сотрудничества федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей организаций авиационной промышленности с привлечением отечественных и зарубежных экспертов;
создания единой системы координации деятельности российских представителей авиационной промышленности для продвижения, кооперации и взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, зарубежными организациями.
В совокупности перечисленные особенности характеризуют систему развития авиационной промышленности как одну из самых важных и сложных для отраслевого взаимодействия, что обуславливает необходимость комплексного подхода к решению возникающих проблем.
Учитывая то, что создается комплексная система взаимодействия различных ведомств и организаций, реализация поставленных задач без использования программно-целевого метода невозможна. Кроме того, использование программно-целевого метода является необходимым условием реализации всей совокупности мероприятий, направленных на достижение заявленной цели. Использование указанного метода позволит:
обеспечить концентрацию средств, выделяемых из областного бюджета Ульяновской области;
создать благоприятные инвестиционные условия для реализации проектов в авиационной промышленности;
сформировать позитивный имидж и повысить престиж авиационных профессий среди населения Ульяновской области;
проводить единую техническую политику при решении задач в области развития и использования инфраструктуры авиационной промышленности;
обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в области развития авиационной промышленности;