Недействующий

Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Формирование благоприятного инвестиционного климата в Ульяновской области" на 2014 - 2021 годы (с изменениями на 18 ноября 2019 года)

Подпрограмма "Ульяновск - авиационная столица" на 2014 - 2020 годы

     
Паспорт подпрограммы

Наименование подпрограммы

-

"Ульяновск - авиационная столица" на 2014 - 2020 годы (далее - подпрограмма).

Государственный заказчик - координатор подпрограммы

-

Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области.

Соисполнители подпрограммы

-

Правительство Ульяновской области;
Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области;
Министерство образования и науки Ульяновской области;
Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Цель и задачи подпрограммы

-

цель - развитие авиационной промышленности в Ульяновской области;
задачи:
создание условий для привлечения партнеров, инвесторов, участников авиационного кластера, резидентов ПОЭЗ;
развитие инфраструктуры авиационной промышленности в Ульяновской области;
создание системы обеспечения организаций авиационной промышленности квалифицированными работниками;
поддержка комплекса взаимосвязанных инвестиционных проектов и мероприятий авиационного кластера "Ульяновск-Авиа".

Целевые индикаторы подпрограммы

-

количество новых рабочих мест в организациях авиационного кластера;
увеличение пассажиропотока аэропортов, находящихся на территории Ульяновской области;
рост выработки на одного работника организаций - участников авиационного кластера "Ульяновск-Авиа" в стоимостном выражении по отношению к предыдущему году;
численность участников соревновательных мероприятий, направленных на популяризацию инженерной, градостроительной и авиационной деятельности.

Сроки и этапы реализации подпрограммы

-

реализация подпрограммы предусматривается в течение 2014 - 2020 годов в один этап.

Ресурсное обеспечение подпрограммы с разбивкой по годам реализации

-

общий объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации подпрограммы в 2014 - 2020 годах составляет 381938,128 тыс. рублей, из них:
объем бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области - 371958,2 тыс. рублей;
в том числе по годам реализации:
2014 год - 105325,2 тыс. рублей;
2015 год - 105532,8 тыс. рублей;
2016 год - 21770,0 тыс. рублей;
2017 год - 19897,4 тыс. рублей;
2018 год - 30232,8 тыс. рублей;
2019 год - 44600,0 тыс. рублей;
2020 год - 44600,0 тыс. рублей;
объем бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, источником которых являются субсидии из федерального бюджета, за период 2014 - 2017 годов - 9979,928 тыс. рублей.

Ожидаемый эффект от реализации подпрограммы

-

реализация подпрограммы позволить достичь следующих результатов:
создание регионального центра деловой активности, обеспечивающего подготовку и проведение до 50 процентов от общего числа конгрессно-выставочных мероприятий, проводимых в Российской Федерации по вопросам авиагрузовой логистики, инновационного развития авиационной промышленности, деятельности ПОЭЗ и развития регионального воздушного сообщения;
увеличение на 161 процент пассажиропотока через аэропорты, расположенные в Ульяновской области;
формирование позитивного имиджа и повышение престижа авиационных профессий среди населения Ульяновской области.

     
1. Введение. Характеристика проблем, на решение которых направлена подпрограмма


В 2008 году Правительством Ульяновской области принято решение о приоритетности развития авиационного направления в экономике региона, стартовал проект "Авиационная столица России". В 2009 году организован авиационный кластер, в который вошли крупнейшие предприятия города Ульяновска, работающие в области авиационной промышленности.

За прошедшие годы Правительством Ульяновской области оказывалась всемерная административная поддержка участникам авиационного кластера, предоставлялись налоговые льготы, осуществлялось финансирование проектов из областного бюджета Ульяновской области.

Наряду с всесторонней поддержкой авиационных предприятий Правительство Ульяновской области развернуло активную работу на федеральном и международном уровне по позиционированию города Ульяновска как крупнейшего российского центра авиации. В течение 2010 - 2012 годов практически на всех крупнейших российских и международных авиационных мероприятиях были представлены презентации возможностей авиационного кластера и проекта "Авиационная столица России". Начиная с 2011 года в городе Ульяновске ежегодно проводится Международный авиатранспортный форум.

В результате указанных мероприятий активная авиационная политика Правительства Ульяновской области получила широкое признание на федеральном и международном уровне, а город Ульяновск зарекомендовал себя как центр российской авиации. Авиационный кластер стал официальным членом Европейского партнерства аэрокосмических кластеров.

Развитие авиационной промышленности Ульяновской области необходимо рассматривать в рамках сформированного авиационного кластера и ПОЭЗ. Используя кластерный подход, Ульяновская область решает одну из важных проблем, тормозящих развитие региональной авиационной промышленности, - разобщенность организаций, работающих в указанной сфере на территории Ульяновской области, их программ деятельности, компетенций и ресурсов. Указанный подход позволил интегрироваться в процесс производства современных воздушных судов отечественного производства для гражданской авиации, удовлетворяющих требованиям Международной организации гражданской авиации, с учетом мероприятий федеральных целевых программ и целевых проектов поддержки гражданской авиации, реализуемых открытым акционерным обществом "Объединенная авиастроительная корпорация".

Совокупность региональных преимуществ и новая картина отраслевой конкуренции определяют основную цель подпрограммы - развитие авиационной промышленности Ульяновской области и, как следствие, достижение лидирующих позиций Ульяновской области среди российских регионов, ориентированных на развитие авиации. Заявленная цель полностью соответствует приоритету развития Ульяновской области, закрепленному в Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года, - обеспечение устойчивого развития авиационной промышленности в Ульяновской области.

Среди объективных факторов, существенно сдерживающих формирование и развитие авиационной промышленности и снижающих ожидаемый эффект от реализации подпрограммы, выделяются следующие:

прямая зависимость развития авиационной промышленности от федеральных органов государственной власти;

фактическое отсутствие крупных инвесторов и заказчиков;

слабая внутренняя и внешняя производственная кооперация организаций, входящих в авиационный кластер;

отсутствие существенных результатов по увеличению портфеля заказов на производство гражданских самолетов на закрытом акционерном обществе "Авиастар-СП".

Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить достижение лидирующих позиций Ульяновской области среди российских регионов, ориентированных на развитие авиационной промышленности, и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств.

Решение обозначенной проблемы заключается в приложении усилий к созданию отраслевой среды, объединяющей региональные конкурентные преимущества, конвертируя их в продуктивные внутренние и внешние кооперационные и производственные связи. Использование программно-целевого метода обусловлено необходимостью:

развития деятельности существующих предприятий и организаций авиационной промышленности, а также научно-производственного потенциала указанной отрасли;

формирования общих программ взаимодействия и сотрудничества федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей организаций авиационной промышленности с привлечением отечественных и зарубежных экспертов;

создания единой системы координации деятельности российских представителей авиационной промышленности для продвижения, кооперации и взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, зарубежными организациями.

В совокупности перечисленные особенности характеризуют систему развития авиационной промышленности как одну из самых важных и сложных для отраслевого взаимодействия, что обуславливает необходимость комплексного подхода к решению возникающих проблем.

Учитывая то, что создается комплексная система взаимодействия различных ведомств и организаций, реализация поставленных задач без использования программно-целевого метода невозможна. Кроме того, использование программно-целевого метода является необходимым условием реализации всей совокупности мероприятий, направленных на достижение заявленной цели. Использование указанного метода позволит:

обеспечить концентрацию средств, выделяемых из областного бюджета Ульяновской области;

создать благоприятные инвестиционные условия для реализации проектов в авиационной промышленности;

сформировать позитивный имидж и повысить престиж авиационных профессий среди населения Ульяновской области;

проводить единую техническую политику при решении задач в области развития и использования инфраструктуры авиационной промышленности;

обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в области развития авиационной промышленности;