Целью государственной жилищной политики в Ульяновской области является формирование рынка доступных жилых помещений, относящихся к стандартному жилью, обеспечивающего комфортные условия проживания граждан.
В Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области обозначено такое направление, как "обеспечение доступности жилья".
Реализация указанного направления включает в себя:
развитие строительного комплекса с модернизацией и строительством новых производств по выпуску строительных материалов, внедрением в строительство и производство строительных материалов ресурсоэффективных технологий;
формирование практики государственно-частного партнерства, которая обеспечит строительство и реконструкцию объектов инженерной и социальной инфраструктуры в соответствии с потребностями увеличения объемов жилищного строительства, особенно при комплексном освоении земельных участков;
организацию территориального планирования для обеспечения развития территорий под массовое жилищное строительство;
обеспечение земельных участков, предоставленных для осуществления массового жилищного строительства объектами инженерной, коммуникационной и социальной инфраструктуры;
увеличение доли строящихся индивидуальных жилых домов в общем объеме строящихся жилых помещений, стимулирование индивидуальной застройки, развитие индустрии быстровозводимых, доступных по стоимости индивидуальных жилых домов;
развитие ипотечного кредитования строительства (приобретения) жилых помещений;
решение проблем обманутых соинвесторов.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области, на 1 января 2014 года на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было зарегистрировано 15,609 тыс. семей.
В 2012 году объем общей площади жилых помещений, введенных в эксплуатацию, в Ульяновской области составил 109,7 процента к уровню 2011 года.
За 2013 год в Ульяновской области строительными организациями всех организационно-правовых форм введено в эксплуатацию 633,96 тыс. кв. м общей площади жилых помещений. К аналогичному периоду 2012 года объем общей площади жилых помещений, введенных в эксплуатацию, составил 104,4 процента.
В 2013 году сдано в эксплуатацию 2287 жилых и многоквартирных домов (8246 квартир), введен в эксплуатацию 61 многоквартирный дом с жилыми помещениями экономического класса общей площадью 228,6 тыс. кв. м.
За первое полугодие 2014 года сдано в эксплуатацию 1168 жилых и многоквартирных домов (3679 квартир) общей площадью 269, 8 тыс. кв. м, что составило 103,5 процента к уровню первого полугодия 2013 года. За указанный период застройщиками введено в эксплуатацию 16 жилых и многоквартирных домов экономического класса общей площадью 63,7 тыс. кв. м.
Увеличение темпов строительства жилых помещений и повышение качества строительства напрямую связаны с уровнем развития производства строительных материалов. Значительная степень износа производственных мощностей предприятий и организаций промышленности строительных материалов, в первую очередь машин и оборудования, использование устаревших, энергозатратных технологий по производству строительных материалов, изделий и конструкций отрицательно влияют на себестоимость выпускаемой продукции и, как следствие, приводят к увеличению стоимости жилых помещений.
Одним из механизмов минимизации внешних факторов может служить привлечение внебюджетных источников финансирования для строительства жилых помещений в лице частных инвесторов.
Подпрограмма определяет цели, задачи и основные направления решения проблемы повышения доступности жилых помещений и качества жилищного обеспечения населения Ульяновской области.
Реализация подпрограммы позволит выполнить пункт 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 18.10.2012 N Пр-2820 по вопросам защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве, а также приказ Минстроя России N 560/пр.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) установлено, что детям-сиротам однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. При этом дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (статьи 5 и 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Учитывая важность решения проблемы обеспечения жилыми помещениями такой социально не защищенной категории граждан, как дети-сироты, принят Закон Ульяновской области от 21.12.2012 N 200-ЗО "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области". Решение жилищных проблем детей-сирот осуществляется путем приобретения в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений для последующего их предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений. В Ульяновской области также принято постановление Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 N 644-П "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений".
В Ульяновской области численность детей-сирот составляет 3,2 процента от детского населения. В семьях, проживающих на территории Ульяновской области, имеющих любую форму семейного устройства детей-сирот, воспитываются 4995 детей, что составляет 80,1 процента от числа детей-сирот, в том числе опека (попечительство) установлена в отношении 2502 детей, 1708 детей проживают в 1209 приемных семьях.
На территории Ульяновской области проживают 5447 детей-сирот. Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями имеют 2686 детей-сирот, при этом одной из важнейших проблем, с которой сталкиваются дети-сироты, начавшие самостоятельную жизнь, является проблема обеспечения их жилыми помещениями.
Подпрограмма разработана в целях обеспечения участия Ульяновской области в отборе субъектов Российской Федерации для получения субсидий из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, а также в целях установления соответствия объема выделяемых средств количеству детей-сирот, которые будут обеспечены жилыми помещениями за счет бюджетных средств. Это повысит эффективность расходования бюджетных средств и позволит осуществлять действенный контроль за реализацией мероприятий подпрограммы.