Недействующий

Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Гражданское общество и государственная национальная политика в Ульяновской области" на 2014 - 2021 годы (с изменениями на 18 ноября 2019 года)

1. Введение. Характеристика проблем, на решение которых направлена подпрограмма

Одной из стратегических целей развития Ульяновской области, отраженной в Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2030 года, является переход к инновационной социально ориентированной модели развития, что подразумевает особое внимание не только к технологическим, но и, в первую очередь, к социальным инновациям, определяет приоритетность вопросов развития человеческого капитала, развития институтов гражданского общества и социального партнерства.

Институты гражданского общества в Ульяновской области имеют необходимый интеллектуальный потенциал, чтобы внести свой вклад в поддержку процессов консолидации всего общества и объединение его общим стремлением к достижению поставленных в Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2030 года целей. Общественному сектору необходимо объективно и четко, исходя из его особенностей и возможностей, определить свое место для участия в решении приоритетных и актуальных задач, вставших перед регионом, найти свои наиболее эффективные для этой работы методы и формы.

На 1 января 2013 года в Ульяновской области осуществляет свою уставную деятельность 1381 СО НКО, обеспечивающая выполнение общественно значимых функций в различных сферах деятельности.

Некоторые данные пилотного исследования СО НКО, осуществляющих свою уставную деятельность на территории Ульяновской области: среднее количество штатных работников - 1 человек; среднее количество совместителей, работающих в СО НКО, - 6 человек; среднее количество постоянных добровольцев (волонтеров) - 10 человек, временных - 30 человек.

Управляемое и эффективное развитие СО НКО и добровольческой (волонтерской) деятельности является:

1) одним из организационных условий развития институтов гражданского общества. Так, создание любой СО НКО в соответствии с законодательством (товарищество собственников жилья, саморегулируемая организация и т.д.) автоматически формирует совокупность прав и обязанностей этого субъекта деятельности, возможность более широкой защиты конституционных прав соответствующих социальных групп населения;

2) одним из методов реализации государственно-частного партнерства, в котором СО НКО могут являться носителями интересов различных социальных групп населения и партнерами в выполнении общественно значимых функций в публичной сфере посредством участия в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках выполнения различных государственных программ у неограниченного круга общественных объединений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

3) одной из форм активизации продуктивной деятельности граждан, ориентированных на создание полезных и востребованных социальных услуг и защиту своих прав, а не на извлечение прибыли.

По данным социологического исследования, проведенного федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Ульяновский государственный университет", в деятельности СО НКО, осуществляющих свою уставную деятельность на территории Ульяновской области, участвуют 3 процента опрошенных людей. При этом помощью СО НКО пользовались 13,2 процента населения, принимали участие в мероприятиях СО НКО - 11,1 процента опрошенных. Проявляют интерес к деятельности СО НКО - 18,4 процента респондентов, а положительный ответ на вопрос "Хотели бы вы участвовать в общественной жизни?" дали 24 процента опрошенных. Эти данные говорят о значительном потенциале развития некоммерческого сектора.

Эффективной реализации потенциала СО НКО и добровольческой (волонтерской) деятельности препятствует ряд проблем, основными из которых являются:

недостаток и нестабильность источников финансового обеспечения деятельности;

разрозненность и сравнительно небольшой опыт отстаивания собственных объединенных интересов;

недостаточно развитая инфраструктура поддержки деятельности СО НКО и добровольческой (волонтерской) деятельности;

отсутствие механизмов распространения новых подходов и передового опыта в решении СО НКО социально значимых проблем региона;

недостаточный уровень качества экспертной деятельности внутри самого некоммерческого сектора;

отсутствие массовой поддержки деятельности СО НКО и добровольческой (волонтерской) деятельности со стороны граждан;

отсутствие действенных механизмов продвижения результатов деятельности институтов гражданского общества среди населения Ульяновской области, а также исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, коммерческих организаций и СМИ.

Достаточно редко СО НКО участвуют в межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях, что связано, в первую очередь, с финансовыми трудностями СО НКО.

Интернет-ресурсами располагают 60 процентов опрошенных СО НКО, при этом самыми популярными являются следующие ресурсы: собственный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (у 40 процентов СО НКО) и группы в социальных сетях (также у 40 процентов СО НКО). Но при этом у большинства СО НКО сайты в "замороженном" состоянии, то есть не обновляются регулярно. Взаимосвязи с представителями редакций периодических печатных и сетевых изданий, а также теле- и радиоканалов носят эпизодический характер.

Результаты анализа современного состояния институтов гражданского общества свидетельствуют о том, что необходимы меры по системной поддержке СО НКО органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, по развитию межсекторного и внутрисекторного взаимодействия, поддержке "низовой" активности населения.

Требует решения сохраняющаяся проблема неудовлетворенной потребности как самих СО НКО, так и населения Ульяновской области в широком освещении социально направленной деятельности и социальных инициатив некоммерческого сектора.

Нуждается в дальнейшем расширении практика финансового обеспечения реализации социальных и благотворительных проектов СО НКО коммерческими организациями, а также практика использования в решении социальных проблем механизмов государственно-частного партнерства.

Реализация мероприятий подпрограммы позволит создать механизм позитивных системных изменений в некоммерческом секторе Ульяновской области.

Таким образом, проблема требует комплексного решения. Это решение может быть обеспечено применением программно-целевого метода.

Использование этого метода предполагает создание подпрограммы с обеспечением единства ее четко структурированной и сформулированной содержательной части с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения.

Мероприятия подпрограммы носят комплексный характер, обеспечивают общие подходы и взаимосвязь целей и задач, стоящих перед Ульяновской областью в 2014 - 2021 годах, согласованы по срокам, а также по ресурсам, необходимым для их осуществления.

Для минимизации возможных отрицательных последствий реализации подпрограммы будут предприняты следующие меры:

мониторинг хода реализации мероприятий и проектов подпрограммы, выполнения подпрограммы в целом;

широкое привлечение общественности и научного сообщества к разработке мероприятий подпрограммы, а также к реализации и оценке результатов реализации подпрограммы;