Культурное наследие является духовным, экономическим, социальным и культурным капиталом невосполнимой ценности. Сохранение и воспроизводство культурного и исторического наследия является одним из факторов устойчивого социально-экономического развития Ульяновской области.
Обеспечение государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия является одним из важнейших направлений государственной политики в области культуры.
По состоянию на 1 июля 2013 года на территории Ульяновской области расположен 2131 объект культурного наследия, из них 82 объекта культурного наследия федерального значения, 272 объекта культурного наследия регионального значения, 30 объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и 1747 выявленных объектов культурного наследия. В Реестр включено 384 объекта культурного наследия.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", одной из главных угроз национальной безопасности в сфере культуры являются противоправные посягательства на объекты культуры.
Основными проблемами в области сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ульяновской области, являются:
отсутствие утвержденных границ территорий и зон охраны значительного количества объектов культурного наследия (указанная работа проведена только в отношении объектов культурного наследия, расположенных на территории города Ульяновска);
отсутствие решений об определении историко-культурной значимости в отношении подавляющей части выявленных объектов культурного наследия;
отсутствие информированности широкого круга лиц о принадлежности зданий и сооружений к объектам культурного наследия ввиду отсутствия соответствующих информационных надписей и обозначений;
отсутствие полного комплекта документов, необходимых для обеспечения достоверного учета объектов культурного наследия;
недостаточное финансирование мероприятий на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
В связи с наличием существенного количества объектов культурного наследия, требующих проведения работ по их сохранению, и в условиях активно развивающейся как в административном центре Ульяновской области, так и в других муниципальных образованиях Ульяновской области градостроительной деятельности предметом региональной политики в области сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия должна быть долговременная, последовательно реализуемая властью в сотрудничестве с обществом государственная программа.
Согласно поручениям Президента Российской Федерации от 24.06.2011 N Пр-1782 по вопросам сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, достопримечательных мест и музеев-заповедников и от 20.08.2012 N Пр-2217 по вопросам установления границ музеев-заповедников, достопримечательных мест, иных объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, а также соблюдения правового режима земель на этих территориях в субъектах Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации надлежит принять исчерпывающие меры по установлению и утверждению границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия в целях обеспечения нормативной защищенности объектов культурного наследия в части установления ограничений хозяйственной деятельности на указанных территориях.
Кроме того, поручениями Президента Российской Федерации Медведева Д.А. от 29.07.2011 N Пр-2177, поручением Президента Российской Федерации Путина В.В. от 05.01.2013 N Пр-16, поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 29.01.2013 N ОГ-П44-485 в целях учета оптимизации ведения учета объектов культурного наследия и их регистрации в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации установлена обязанность для Министерства культуры Российской Федерации совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить полный и достоверный учет объектов культурного наследия к 2018 году.
Финансирование мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия, расположенных на территории Ульяновской области, осуществляется с 2012 года. Наличие финансирования в 2012 - 2013 годах позволило провести мероприятия по утверждению границ территорий всего 48 объектов культурного наследия регионального значения из 272, организовать проведение государственных историко-культурных экспертиз в отношении 580 из 1747 выявленных объектов культурного наследия с целью обеспечения полного и достоверного учета объектов культурного наследия, расположенных на территории Ульяновской области. Ранее подобные мероприятия на территории Ульяновской области не проводились. Проведенные за истекший период мероприятия позволили повысить эффективность государственной политики в сфере сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия. Однако объемы финансирования мероприятий по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия на сегодняшний день являются недостаточными и не в полной мере позволяют осуществлять предоставленные полномочия.
Для целей эффективного осуществления государственной политики в области сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия необходимо поэтапное плановое финансирование полного комплекса мероприятий в области государственной охраны объектов культурного наследия, направленных на полное либо частичное их завершение.
Основные мероприятия государственной программы предусматривают систему следующих мер по государственной охране и сохранению объектов культурного наследия:
нормативное обеспечение сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия, предполагающее формирование пакета правовых актов по итогам осуществления мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия, а также определяющее порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, реализующим социально значимые проекты в сфере сохранения объектов культурного наследия;
обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия путем установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия;
улучшение состояния объектов культурного наследия за счет грантовой помощи при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.
Поставленные задачи могут быть решены только в комплексе и с применением системного подхода, направленного на повышение эффективности использования бюджетных средств и создание весомых оснований для формирования стратегии планомерного увеличения государственных инвестиций в сферу сохранения и государственной охраны историко-культурного наследия.
Достижение намеченных в государственной программе целей и решение соответствующих задач требует применения эффективных механизмов и методов для государственной охраны памятников истории и культуры.
Вероятными последствиями отказа от использования методов государственной программы при решении вопросов улучшения положения в отрасли могут стать:
разрозненные действия федеральных исполнительных органов государственной власти, органов государственной власти Ульяновской области, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в сфере сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия;
отсутствие полного и достоверного учета объектов культурного наследия;
угроза утраты объектов культурного наследия вследствие отсутствия информации о статусе объектов для неопределенного круга лиц;
угроза утраты целостности исторической застройки и отдельных объектов культурного наследия вследствие отсутствия ограничений хозяйственной, в том числе строительной, деятельности в непосредственной близости к объектам культурного наследия;
ухудшение состояния объектов культурного наследия либо угроза их полной или частичной утраты вследствие отсутствия финансирования на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
общая неэффективность государственной политики в области сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия, влекущая понижение эффективности политики в области культуры в целом.