(с изменениями на 18 ноября 2019 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановление Правительства Ульяновской области от 20.01.2020 N 18-П
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 N 8/124-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 07.07.2014 N 17/269-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 08.09.2014 N 22/404-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 01.06.2015 N 12/241-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 02.11.2015 N 23/557-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 17.10.2016 N 23/473-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 12.12.2016 N 28/596-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 20.04.2017 N 9/183-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 20.10.2017 N 25/500-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 27.11.2017 N 30/587-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 11.12.2017 N 32/621-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 16.08.2018 N 19/380-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 26.09.2018 N 21/452-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 29.10.2018 N 24/523-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/576-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 10.12.2018 N 28/630-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 20.02.2019 N 4/73-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 10.07.2019 N 13/314-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 09.10.2019 N 23/514-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 18.11.2019 N 27/611-П
____________________________________________________________________
В целях создания условий для развития государственной ветеринарной службы Ульяновской области Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Ульяновской области "Развитие государственной ветеринарной службы Ульяновской области в 2014 - 2020 годах" (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Ульяновской области от 14.05.2012 N 22/223-П "Об утверждении областной целевой программы "Развитие государственной ветеринарной службы Ульяновской области в 2013 - 2017 годах".
3. Финансовое обеспечение расходных обязательств на реализацию государственной программы Ульяновской области "Развитие государственной ветеринарной службы Ульяновской области в 2014 - 2018 годах" осуществлять за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области на очередной финансовый год и плановый период на эти цели.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
Губернатор - Председатель
Правительства
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2014 - 2021 ГОДАХ"
Наименование государственной программы | - | государственная программа Ульяновской области "Развитие государственной ветеринарной службы Ульяновской области в 2014 - 2021 годах" (далее - государственная программа). |
Государственный заказчик государственной программы (государственный заказчик - координатор государственной программы) | - | Агентство ветеринарии Ульяновской области. |
Соисполнители государственной программы | - | подведомственные Агентству ветеринарии Ульяновской области областные государственные бюджетные учреждения, являющиеся организациями, входящими в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации (далее - учреждения ветеринарии) |
Подпрограммы государственной программы | - | Обеспечение реализации государственной программы Ульяновской области "Развитие государственной ветеринарной службы Ульяновской области в 2014 - 2021 годах". |
Проекты, реализуемые в составе государственной программы | - | ведомственный проект "Ликвидация лейкоза крупного рогатого скота на территории Ульяновской области". |
Цели и задачи государственной программы | - | целями государственной программы являются: |
Целевые индикаторы государственной программы | - | количество выявленных неблагополучных пунктов по заразным болезням животных на территории Ульяновской области не более, единиц; |
Сроки и этапы реализации государственной программы | - | 2014 - 2021 годы (этапы не выделяются). |
Ресурсное обеспечение государственной программы с разбивкой по годам реализации | - | общий объем бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение реализации государственной программы составляет 1144962,88089 тыс. рублей, в том числе по годам: |
Ресурсное обеспечение проектов, реализуемых в составе государственной программы | - | общий объем бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение реализации проекта, реализуемого в составе государственной программы, составляет 3000,0 тыс. рублей, в том числе по годам: |
Ожидаемый эффект от реализации государственной программы | - | увеличение охвата поголовья сельскохозяйственных животных профилактическими мероприятиями, направленными на предотвращение возникновения и распространения заразных (в том числе особо опасных) болезней животных, в связи с которыми могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин); |
Ветеринария обеспечивает благополучие населения посредством защиты здоровья животных и получения безопасной и качественной продукции животного происхождения в необходимом количестве.
В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе является продовольственная безопасность Российской Федерации.
Одним из направлений развития агропромышленного комплекса на территории Ульяновской области, определенных Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года, является продвижение продукции агропромышленного комплекса на конкурентные общероссийские и мировые рынки. Этого можно достичь при условии обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов, производимых на территории Ульяновской области.
Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасными пищевыми продуктами. Для этого необходимо контролировать соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в этой области продукции животного происхождения, в том числе импортированной, на всех стадиях ее производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации. Необходимо исключить бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги, продолжить гармонизацию с международными требованиями показателей безопасности пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании и совершенствовать систему организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной технической и методической базы.
В настоящее время происходит интенсивное перемещение людей, животных, сырья, продуктов животного и растительного происхождения между отдельными регионами внутри страны и между разными странами и континентами, имеющими различную эпидемиологическую и эпизоотическую ситуацию. В связи с этим задачи государственной ветеринарной службы многократно усложнились: требуется оперативная оценка качества и безопасности продукции животного происхождения и здоровья животных. В системе охраны здоровья населения решающее значение имеет полноценное питание, поэтому обеспечение населения высококачественными и экологически чистыми продуктами животного происхождения является острой проблемой.
Основополагающим документом, регламентирующим обеспечение безопасности пищевых продуктов, является Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции". Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" устанавливает ряд требований безопасности (включая ветеринарные) к пищевой продукции и связанные с ней процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Правилами и принципами Международного эпизоотического бюро (далее - МЭБ) определяется важнейшая задача мирового значения - борьба с инфекционными болезнями животных. В соответствии с требованиями МЭБ государствам необходимо организовать проведение мероприятий по поддержанию статуса свободных от болезней списка А животных. Эта категория болезней, получивших название конвенционных или особо опасных, согласно современному определению МЭБ означает "заразные болезни, которые имеют способность к опасному и быстрому распространению безотносительно к государственным границам, сопровождаются серьезными последствиями в области общественной экономики и здравоохранения, имеют важное значение в международной торговле животными и продуктами животноводства".
Рост поголовья животных в мире порождает новые опасные эпидемии, которые распространяются повсеместно и создают серьезные проблемы. К ним относятся: атипичная пневмония, птичий и свиной разновидности гриппа, которые нанесли среди прочего и экономический ущерб на миллиарды долларов. Свыше 75 процентов появившихся инфекционных заболеваний имеют "животное" происхождение, более половины из них передаются человеку. По мнению ученых, новые инфекционные заболевания возникают каждые четыре месяца. Сдержать их распространение можно, усилив ветеринарный контроль.
Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-I "О ветеринарии" решение основных задач в области ветеринарии возложено на Государственную ветеринарную службу Российской Федерации, в систему которой входят уполномоченные в области ветеринарии исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им организации. В Ульяновской области полномочия в сфере ветеринарии осуществляет Агентство ветеринарии Ульяновской области и 12 подведомственных ему учреждений ветеринарии.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Состояние и развитие государственной ветеринарной службы Ульяновской области имеют свои характерные и нетипичные особенности, связанные с географическим положением, природно-климатическими, экономическими и социальными факторами.
Особенность географического расположения Ульяновской области заключается в протяженности административных образований по природно-естественной границе Европы и Азии - руслу реки Волги, что обеспечивает геолого-ландшафтный барьер на пути движения инфекционных заболеваний из Средней и Центральной Азии, Китая, Афганистана, Ирана на европейскую часть России и Европу. Поэтому важным условием является создание заслона по распространению и дальнейшему продвижению инфекций в глубь европейской части России. Создание международного аэропорта Ульяновск-Восточный с грузовым терминалом, появление нового автомобильного моста через реку Волгу в городе Ульяновске влекут за собой возросшие транспортные потоки, в том числе транспортировку продуктов питания, пищевого сырья из Китая, стран Юго-Восточной и Средней Азии, что может способствовать занесению нетипичных для Ульяновской области инфекций. Часть из них относится к природно-очаговым инфекциям, заболеваемость которыми у населения неуклонно растет. Для большинства указанных инфекций характерно преимущественное распространение в зонах умеренного климата, обладающего благоприятными для них природными условиями. К таким регионам с умеренным климатом относится Поволжье, где разнообразие ландшафтов, погодно-климатические факторы способствуют поддержанию в природе инфекций, проникших в Ульяновскую область.
Немалую роль в появлении и распространении инфекций играют и следующие причины: изменение климата, сезонные перелеты птиц, миграция диких животных (грызунов, мелких хищников), интенсивный межрегиональный обмен пищевым сырьем и продуктами питания, появление новых, ранее неизвестных торговых партнеров, продукция которых содержит неизученные микроорганизмы, миграция населения. Антропогенные факторы (человеческая деятельность) вызывают мутации микроорганизмов, вследствие чего меняются их фенотипические свойства, изменения закрепляются на уровне генома. Все это приводит к адаптации и выживанию в существующем биоценозе инфекционных агентов, ранее не существовавших или не представлявших угрозы для людей. В связи с изменением свойств микроорганизмов они трудно распознаются как из-за недостаточного опыта медицинских работников и специалистов в области ветеринарии, так и вследствие отсутствия соответствующих диагностических препаратов.
Сфера деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации распространяется на проведение специальных ветеринарных мероприятий в отношении заболеваний, определенных приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 09.03.2011 N 62 "Об утверждении перечня заразных и иных болезней животных" и от 19.12.2011 N 476 "Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)".
На территории Ульяновской области за последнее десятилетие регистрировались такие заразные заболевания животных, как бешенство, сибирская язва, туберкулез, лейкоз крупного рогатого скота, эмкар, сальмонеллез, колибактериоз, хламидиоз и другие. Возникновение и распространение этих заболеваний имеют серьезные последствия для экономики и здравоохранения в Ульяновской области и вызывают сильную тревогу и опасения.
За 2012 год в Российской Федерации был зарегистрирован 121 неблагополучный пункт по африканской чуме свиней. По информации Россельхознадзора, прямой ущерб для свиноводства России исчисляется миллиардами рублей, а непрямой - уже десятками миллиардов. В связи с установлением карантина по африканской чуме свиней на территории Вольского района Саратовской области в 2011 году в четырех муниципальных образованиях Ульяновской области: муниципальном образовании "Павловский район", муниципальном образовании "Старокулаткинский район", муниципальном образовании "Радищевский район", муниципальном образовании "Николаевский район" - постановлением Губернатора Ульяновской области от 12.12.2011 N 127 "Об установлении ограничительных мероприятий по заболеванию африканской чумой свиней на территории Ульяновской области" были введены следующие ограничительные мероприятия: организованы 3 круглосуточных поста на автомобильных дорогах, ведущих из Саратовской области, запрещена торговля свиньями, продукцией свиноводства, запрещен вывоз свиней и продукции свиноводства из указанных муниципальных образований Ульяновской области, запрещено принимать посылки с продукцией животного происхождения в организациях почтовой связи.
В целях недопущения заболевания африканской чумой свиней специалисты в области ветеринарии, являющиеся уполномоченными лицами учреждений ветеринарии ежедекадно проводят клинический осмотр животных с дальнейшим выявлением причин заболевания и падежа, а также мониторинговые исследования в отношении африканской чумы свиней. В 2012 году были исследованы 3665 проб методом полимеразно-цепной реакции и иммуноферментного анализа, что позволило подтвердить благополучие региона по данному заболеванию. Кроме того, государственной ветеринарной службой Ульяновской области проводятся лабораторные исследования диких животных (кабанов) на наличие вируса африканской чумы свиней.
Анализ динамики развития ситуации по заболеваемости показывает, что территория России стабильно неблагополучна в отношении заболеваемости бешенством, обусловленным природно-очаговой эндемичностью. Основной причиной распространения бешенства являются дикие животные. За 2012 год в Российской Федерации зарегистрирована 2531 вспышка заболевания бешенством, в результате которых заболело и пало 2799 голов животных. Большую часть заболевших животных составляют дикие животные (48 процентов), а остальная часть приходится на домашних плотоядных (33 процента) и сельскохозяйственных животных (19 процентов). В 2012 году в Ульяновской области зарегистрировано 44 случая заболевания бешенством, то есть сохраняется вероятность инфицирования людей в результате укусов инфицированными животными. В 2013 году наблюдается резкий рост случаев заболевания бешенством. За первое полугодие 2013 года в регионе зарегистрировано 54 случая заболевания бешенством, что на 10 случаев больше, чем за весь 2012 год. Наибольшее количество случаев приходится на диких животных, в основном лис. В связи с этим требуется принятие неотложных мер по профилактике и ликвидации заболеваемости животных бешенством. Затраты на проведение организационно-хозяйственных, ветеринарно-санитарных и специальных мероприятий (диагностика, иммунизация) в десятки раз меньше по сравнению с ущербом, причиняемым бешенством.
Государственная ветеринарная служба Ульяновской области, учитывая особую опасность заболевания туберкулезом для человека и животных, немалую роль отводит его профилактике. В 2012 году подвергнуто исследованиям на туберкулез аллергическим методом 249,4 тыс. голов крупного рогатого скота и 5,7 тыс. голов свиней.
Лейкоз крупного рогатого скота наносит значительный экономический ущерб, связанный с преждевременной выбраковкой продуктивных животных, недополучением приплода, снижением продуктивности коров и качества молока. По состоянию на 1 января 2013 года в регионе имеется 18 неблагополучных пунктов по лейкозу крупного рогатого скота. В результате проведенной специалистами в области ветеринарии, являющимися уполномоченными лицами учреждений ветеринарии работы количество гематологически больных животных на территории Ульяновской области, сданных на убой, уменьшилось с 1529 голов в 2005 году до 110 голов в 2012 году. Проведение оздоровительных мероприятий позволило снизить экономический ущерб от недополучения сельскохозяйственной продукции с 23,0 млн. рублей в 2005 году до 2,5 млн. рублей в 2012 году. В результате проведения специальных ветеринарных мероприятий и неукоснительного исполнения требований ветеринарного законодательства в регионе оздоровлены неблагополучные пункты по лейкозу крупного рогатого скота в сельскохозяйственном производственном кооперативе "Красная Звезда" (Радищевский район), в подразделениях общества с ограниченной ответственностью "ПСК "Красная Звезда" (Ульяновский район), сельскохозяйственного производственного кооператива "Бахтеевский" (Старокулаткинский район), закрытого акционерного общества "Тетюшское" (Ульяновский район) и общества с ограниченной ответственностью "Стройпластмасс-Агропродукт" (Ульяновский район). Учитывая эпизоотическую обстановку в отношении лейкоза крупного рогатого скота, эффективность проводимых мероприятий, а также экономическое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей, оздоровление крупного рогатого скота необходимо осуществлять поэтапно, с проведением на первом этапе мероприятий, направленных на ослабление, и на втором этапе - на прекращение эпизоотического процесса.
В заразной патологии животных и птицы наибольший удельный вес занимают другие инфекционные заболевания. В 2012 году в Ульяновской области зарегистрировано 22 случая заболевания колибактериозом, 2 случая заболевания сальмонеллезом, 1 случай заболевания инфекционным эпидидимитом баранов, 1 случай заболевания брадзотом и 3 случая заболевания пастереллезом. Указанные заболевания носят всесезонный характер.
Для подтверждения соответствия продукции животного происхождения требованиям безопасности в ветеринарном отношении специалистами в области ветеринарии, являющимися уполномоченными лицами учреждений ветеринарии проводится ветеринарно-санитарная экспертиза продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения на продовольственных рынках, мясоперерабатывающих предприятиях, птицефабриках в Ульяновской области. В 2012 году проведено 11212,3 тыс. экспертиз, что на 2164,4 тыс. экспертиз больше по сравнению с 2011 годом. По результатам проведенной ветеринарно-санитарной экспертизы в 2012 году выявлено 148,8 тыс. случаев заболеваний животных, из которых 136,5 тыс. случаев - незаразные болезни животных (переломы, воспалительные процессы в органах и тканях и др.), 12,2 тыс. случаев - инвазионные болезни животных (эхинококкоз, фасциолез, дикроцелиоз и др.), 0,2 тыс. случаев - инфекционные заболевания (лейкоз, инфекционный атрофический ринит и другие). Это позволило предотвратить поступление на реализацию для населения Ульяновской области 205,4 тонны мясосырья и мясных субпродуктов, из которых 12,4 тонны направлено на обезвреживание, 128,0 тонны - на утилизацию, 40,0 тонны - на уничтожение.
Осуществление мероприятий по недопущению возникновения и распространения указанных заболеваний возлагается на специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами учреждений ветеринарии. Согласно плану проведения диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий на территории Ульяновской области проводится полный комплекс профилактических работ. Особая роль отводится аккредитованным ветеринарным лабораториям в Ульяновской области (далее - ветеринарные лаборатории). В настоящее время в структуре государственной ветеринарной службы Ульяновской области действуют 11 ветеринарных лабораторий. Они способны проводить диагностические исследования, подтверждать безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения в соответствии с национальными стандартами, принятыми с учетом норм международного права.
Организация деятельности государственной ветеринарной службы Ульяновской области оказывает непосредственное влияние на состояние экономического развития региона. Ежегодно на территорию Ульяновской области производится завоз скота и птицы. В 2014 году планируется завезти 800 голов крупного рогатого скота, 1500 голов свиней, 120000 голов птицы. Основными хозяйствующими субъектами, занимающимися указанным видом деятельности, являются субъекты малого и среднего предпринимательства. Одной из задач органов государственной власти Ульяновской области и ветеринарной службы является создание благоприятных условий для организации и ведения предпринимательской деятельности. Своевременные диагностические исследования и карантинные мероприятия вновь ввозимого поголовья являются эффективными методами сокращения необоснованных финансовых потерь, связанных с болезнями и падежом сельскохозяйственных животных и птицы.