Недействующий

Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ульяновской области" (с изменениями на 15 января 2021 года)

1.8. Финансовое обеспечение системы здравоохранения


В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.11.2010 N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" с 1 января 2012 года Министерством приняты новые расходные обязательства по финансированию государственного заказа на оказание медицинской помощи населению Ульяновской области, что позволило с 1 января 2012 года увеличить количество медицинских организаций с 31 до 89.

Общая сумма расходов на содержание системы здравоохранения за счет всех источников финансирования в 2012 году составила 14194,1 млн рублей, из них 14121,9 млн рублей - на содержание сети медицинских организаций и на выполнение мероприятий в сфере здравоохранения. При этом сумма средств на содержание сети медицинских организаций составила 10346,9 млн рублей (72,9 процента от общих расходов на здравоохранение).

Тенденция бюджетной политики, направленной на увеличение расходов, финансируемых программно-целевым методом, имеет положительную динамику. Если в 2009 году эти расходы составили 3,8 процента от общего объема финансирования, то в 2011 году на реализацию мероприятий областной целевой программы "Развитие здравоохранения Ульяновской области на 2010 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 03.06.2010 N 19/184-П, направлено 6,1 процента от общих расходов на здравоохранение, или в 2 раза больше, чем в 2010 году. В 2012 году расходы на решение вопросов здравоохранения программно-целевым методом составили чуть более 27 процентов от общих расходов на здравоохранение.

С 2013 года порядок финансирования 67 медицинских организаций, входящих в систему ОМС, изменился. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ульяновской области (далее - ТФОМС) осуществляет полное содержание медицинских организаций за счет средств, предусмотренных Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области. В связи с этим платежи за неработающее население доведены до 2828,2 млн рублей, что в 1,75 раза больше, чем в 2012 году.

В областном бюджете Ульяновской области предусмотрены расходы в сумме 345,3 млн рублей с целью обеспечения оплаты заместительной почечной терапии, оказываемой сторонней организацией в соответствии с тарифом. Данная медицинская помощь будет реализована через Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области и бюджет ТФОМС.

С 2013 года ТФОМС переданы объемы скорой медицинской помощи. В областном бюджете Ульяновской области предусмотрена передача межбюджетного трансферта в сумме 412,3 млн рублей.

На территории Ульяновской области сохраняется тенденция роста заработной платы в системе здравоохранения. На основании проведенного анализа средняя заработная плата работников медицинских организаций в 2012 году составила: врачей всех специальностей - 25285 рублей в месяц, среднего медицинского персонала - 13241 рубль в месяц, младшего медицинского персонала - 7535 рублей в месяц, прочего персонала - 10695 рублей в месяц. Средняя заработная плата по отрасли составляет 13265 рублей. Рост средней заработной платы в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил чуть более 10 процентов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" к 2018 году должно быть достигнуто повышение средней заработной платы врачей до 200 процентов от средней заработной платы в регионе, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в Ульяновской области, среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в регионе.

Для достижения индикативного показателя в 2013 году с учетом дополнительной потребности, необходимой для достижения целевых значений заработной платы, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", объем финансовых средств на оплату труда (с начислениями) работников медицинских организаций увеличен на 1289,3 млн рублей.

В областном бюджете Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области от 30.11.2012 N 181-ЗО "Об областном бюджете Ульяновской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и в бюджете ТФОМС на 2013 год предусмотрено увеличение заработной платы работников медицинских организаций на 6,4 процента или 391,1 млн рублей.

Дополнительная потребность на оплату труда работников медицинских организаций прогнозируется до 2018 года и составит 13100,1 млн рублей. Ежегодное увеличение фонда оплаты труда установлено в соответствии с индикативными показателями, отраженными в настоящей "дорожной карте". Целевые значения уровня заработной платы работников медицинских организаций с учетом дополнительного финансирования будут достигнуты к 2018 году.

На протяжении последних лет Ульяновская область принимает участие в реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в части обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью. Регион специализируется по профилю "травматология и хирургия", а также по профилю "сосудистая хирургия". В 2012 году на эти цели из областного бюджета Ульяновской области выделено 26,6 млн рублей. Областным бюджетом Ульяновской области на 2013 год предусмотрено софинансирование данного расходного обязательства в сумме 28,3 млн рублей.

В соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2599-р, в целях установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от объема и качества предоставляемых медицинских услуг Министерством издано распоряжение от 11.04.2013 N 283 "О внедрении эффективного контракта". В соответствии с данным распоряжением основными задачами при разработке показателей эффективности деятельности и критериев оценки деятельности считаются:

1) устранение необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников медицинских организаций;

2) отмена стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности медицинских организаций и их работников, упразднение постоянных выплат, формально классифицированных как стимулирующие, но реально не мотивирующих работников к качественному и эффективному выполнению трудовых обязанностей, с возможностью перераспределения средств на увеличение окладов работников медицинских организаций и на реальные выплаты стимулирующего характера;

3) определение оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок;

4) создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей медицинских организаций;

5) дифференциация оплаты труда работников медицинских организаций, выполняющих работы различной сложности.

Во исполнение распоряжения Министерства здравоохранения Ульяновской области от 11.04.2013 N 283 "О внедрении эффективного контракта" были выполнены следующие мероприятия:

1) разработаны и направлены в медицинские организации формы уведомлений о заключении (перезаключении) дополнительных соглашений к трудовым договорам по установлению зависимости стимулирующих выплат от исполнения показателей эффективности работы;

2) главным врачам медицинских организаций направлены уведомления о заключении (перезаключении) дополнительных соглашений к контрактам и трудовым договорам по установлению зависимости стимулирующих выплат от исполнения показателей эффективности работы с медицинскими регистраторами и предложением заключить такое соглашение досрочно;

3) Министерством разработаны показатели эффективности деятельности и критерии их оценки в отношении руководителей (главных врачей) и регистраторов медицинских организаций на основе показателей и критериев, представленных медицинскими организациями.

В целях регулирования оценки эффективности деятельности медицинских работников были разработаны и изданы:

приказ Министерства здравоохранения Ульяновской области от 01.07.2013 N 244 "Об утверждении показателей и критериев оценки эффективности деятельности участковых врачей-терапевтов и участковых врачей-педиатров государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области в связи с предоставлением дополнительных выплат стимулирующего характера";

приказ Министерства здравоохранения Ульяновской области от 09.07.2013 N 249 "Об утверждении показателей и критериев оценки эффективности деятельности врачей общей практики (семейной медицины) государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области в связи с предоставлением дополнительных выплат стимулирующего характера";

приказ Министерства здравоохранения Ульяновской области от 10.07.2013 N 250 "Об утверждении показателей и критериев оценки деятельности медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер участковых врачей-педиатров участковых, медицинских сестер общей врачебной практики (семейной медицины) государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области в связи с предоставлением дополнительных выплат стимулирующего характера";

распоряжение Министерства здравоохранения Ульяновской области от 25.10.2013 N 1724 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке областными казенными и бюджетными государственными учреждениями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области, показателей эффективности деятельности работников";

распоряжение Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области от 11.12.2013 N 2405 "Об утверждении показателей оценки качества деятельности руководителей медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области".