Недействующий

Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ульяновской области" (с изменениями на 15 января 2021 года)

1.9. Кадровое обеспечение

По состоянию на 01.01.2014 в системе здравоохранения Ульяновской области трудятся 32313 работников медицинских организаций, в том числе 4254 врача, 182 провизора, 14840 специалистов со средним профессиональным медицинским образованием, 474 фармацевта. Обеспеченность врачами в Ульяновской области в 2013 году составила 33,4 врача на 10000 населения, что ниже показателя по Российской Федерации (41,6 на 10000 населения) и ниже показателя по Приволжскому федеральному округу (41,8 на 10000 населения). Обеспеченность специалистами, имеющими среднее профессиональное медицинское образование, на 10000 населения - 115,6 (показатель по Российской Федерации - 92,4 на 10000 населения, по Приволжскому федеральному округу - 98,4 на 10000 населения).

Доля специалистов, имеющих высшее профессиональное медицинское образование, в возрасте до 30 лет составляет 14 процентов от общего количества специалистов. В большинстве медицинских организаций преобладают врачи-специалисты в возрасте старше 55 лет. К таким медицинским организациям относятся медицинские организации Мелекесского района, ГУЗ "Вешкаймская ЦРБ", ГУЗ "Карсунская ЦРБ", ГУЗ "Новомалыклинская ЦРБ", ГУЗ "Сенгилеевская ЦРБ", ГУЗ "Сурская ЦРБ", ГУЗ ЦК МСЧ, ГУЗ "Городская больница N 4" (после реорганизации присоединена к ГУЗ "Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска"), ГУЗ "Детская городская клиническая больница г. Ульяновска", ГУЗ ОКПТД.

Доля специалистов, имеющих среднее профессиональное медицинское образование, в возрасте до 30 лет составляет 19 процентов от общего количества специалистов. Основную часть работников медицинских организаций, имеющих среднее профессиональное медицинское образование, составляют лица в возрасте от 31 года до 46 лет. Коэффициент соотношения численности врачебного персонала к численности среднего медицинского персонала на протяжении последних пяти лет остается неизменным (в среднем 1:3,3).

Количество лиц, достигших в течение года пенсионного возраста, значительно превышает число увольняющихся пенсионеров, что влечет за собой постепенное увеличение доли работающих пожилых врачей. В медицинских организациях работают 27 процентов врачей пенсионного возраста и 14 процентов средних медицинских работников пенсионного возраста. Эта негативная тенденция особенно выражена по следующим специальностям: в городе - педиатрия, терапия, фтизиатрия; в сельской местности - эндокринология, стоматология, оториноларингология, офтальмология, психиатрия, травматология-ортопедия.

Отмечается неравномерность распределения медицинских кадров (город - село; амбулаторно-поликлинические и больничные медицинские организации). При расчете потребности в медицинских кадрах, произведенном по методике, предложенной Министерством здравоохранения Российской Федерации, отмечается дефицит врачебных кадров для оказания амбулаторно-поликлинической помощи в количестве 1828 врачей, для оказания стационарной медицинской помощи - 186 врачей. Отмечается дефицит врачебных кадров по следующим специальностям: терапия, педиатрия, хирургия, травматология и ортопедия, оториноларингология, фтизиатрия, офтальмология и другие. В медицинских организациях, оказывающих стационарную медицинскую помощь, наибольший дефицит кадров отмечается по специальностям: инфекционные болезни, фтизиатрия, психиатрия, анестезиология-реаниматология. Кроме этого, отмечается высокий дефицит врачей клинической лабораторной диагностики, СМП.

Для оптимального использования имеющихся кадровых ресурсов в медицинских организациях необходимо перераспределение врачебных кадров из стационаров в амбулаторно-поликлинические.

Существует серьезная проблема в обеспечении врачами сельских жителей. Показатель обеспеченности специалистами со средним профессиональным образованием на территории Ульяновской области значительно выше среднего по Российской Федерации, но в структуре работающих уменьшается количество фельдшеров, особенно в ФАП, акушерок, лаборантов.

Остается нерешенным ряд основных проблем в области кадровой политики и управления трудовыми ресурсами:

несоответствие численности и структуры медицинских кадров объемам выполняемой деятельности, задачам и направлениям модернизации здравоохранения;

несбалансированность работников медицинских организаций по структуре между специалистами общего профиля и специалистами узкого профиля, врачами и средним медицинским персоналом, городской и сельской местностью, медицинскими организациями первичного звена и специализированных видов медицинской помощи;

несоответствие подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения;

невысокий в сравнении со средними показателями производственной деятельности уровень заработной платы, несоответствие размера оплаты труда объемам, сложности, риску выполняемой работы;

недостаточный удельный вес трудоустройства выпускников образовательных организаций профессионального медицинского образования и отток из региона опытных врачей.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/406-П утверждена государственная программа Ульяновской области "Развитие здравоохранения в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы, которая предусматривает проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, оценку уровня квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также разработку дифференцированных мер социальной поддержки медицинских работников.

Мероприятия государственной программы разработаны на основе всестороннего анализа потребности медицинских организаций в медицинских кадрах, проведенного в соответствии с расчетной методикой Министерства здравоохранения Российской Федерации, что позволило определить наиболее дефицитные специальности.

Государственной программой предусмотрен комплекс мероприятий, осуществление которых позволит обеспечить медицинскими кадрами медицинские организации, перераспределить их в соответствии с потребностью, повысить их мотивацию к повышению профессиональной компетентности, а следовательно, обеспечить доступность и улучшить качество оказываемой медицинской помощи населению Ульяновской области.

Мероприятиями государственной программы являются:

1) повышение квалификации и переподготовка специалистов медицинских организаций с высшим и средним профессиональным медицинским образованием;

2) подготовка для медицинских организаций специалистов со средним профессиональным образованием;

3) повышение престижа медицинских работников - проведение областного конкурса "Призвание" и награждение победителей в профессиональный праздник "День медицинского работника";

4) социальная поддержка медицинских работников медицинских организаций, в том числе молодых специалистов (Закон Ульяновской области от 02.05.2012 N 49-ЗО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий молодых специалистов на территории Ульяновской области").

Министерство в рамках реализации государственной программы предусматривает проведение следующих мероприятий:

1) мониторинг потребности специалистов в отрасли для анализа и оценки эффективной расстановки кадров с учетом приоритетности комплектования медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, профессионального уровня специалистов;

2) популяризация медицинских профессий среди учащихся образовательных организаций на ярмарках вакансий, днях открытых дверей и в средствах массовой информации, что позволяет привлечь в отрасль наиболее подготовленных и профессионально ориентированных специалистов;

3) совершенствование подготовки специалистов с медицинским образованием в части совершенствования целевой контрактной подготовки в государственных образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования:

совершенствование организационно-правовых аспектов договорных отношений, предусматривающих обязательство выпускника при выполнении договорных отношений отработать в медицинской организации обозначенный срок, ответственность выпускников за отказ от трудоустройства;

сопровождение студентов, направленных по целевому набору, в течение всего периода их обучения в образовательных организациях медицинского профиля: контроль за успеваемостью и посещаемостью; психолого-профориентационное сопровождение (прохождение производственной практики, участие в мероприятиях медицинских организаций, привлечение для работы в каникулярное время и другое). Совместно с образовательными организациями высшего профессионального образования начиная с 2013 года на каждого студента 5 курса заводится индивидуальная карта развития (для обучающихся в колледжах и техникумах - с предпоследнего года обучения).

Привлечение в отрасль медицинских работников и оказание мер социальной поддержки медицинских работников предусматривает участие в работе комиссий содействия трудоустройству выпускников в образовательных организациях высшего и среднего профессионального медицинского образования:

организация встреч студентов-выпускников с работодателями;