Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов.
Современная экономика нуждается в специалистах, обладающих не только глубокими знаниями, но и способностями к новаторству, поэтому выявление и развитие молодых талантов рассматривается как необходимый элемент модернизации общего образования на территории муниципального образования "город Ульяновск".
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом Российской Федерации 04.02.2010 N Пр-271, Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" одним из основных направлений определяет развитие системы поддержки талантливых детей. В основу положена идея о необходимости выстроенной системы их поиска, поддержки и сопровождения в течение всего периода становления личности.
Миссия муниципалитета в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную, устойчивую систему образования, обеспечив условия для обучения, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации.
Последний период социально-экономического развития нашей страны, в том числе и системы образования, характеризуется интеграционными процессами, позволяющими создавать новые условия для образования детей не только в отдельной школе или учреждении дополнительного образования детей, но и в рамках системы более высокого порядка - муниципальной системы образования. Одаренный ребенок в процессе своего развития может выходить за рамки школы, выбирать образовательные услуги, оказываемые другими типами образовательных учреждений в своем районе, городе, регионе.
На протяжении ряда лет в городе Ульяновске появились новые типы образовательных учреждений (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов), внедряются многочисленные педагогические инновации и технологии. Необходимым условием для успешного функционирования всех типов учебных общеобразовательных учреждений являются личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса, многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ.
В настоящее время образовательная сеть муниципального образования "город Ульяновск" 12 гимназий, 6 лицеев, 2 школы с углубленным изучением отдельных предметов, а также 20 учреждений дополнительного образования детей (из них 18 центров, 2 станции), 12 детских школ искусств, 1 детскую художественную школу, 15 детских юношеских спортивных школ.
Общая численность детей школьного возраста в городе Ульяновске составляет 49765 человек. Из них 3178 обучаются в профильных классах, функционирующих в общеобразовательных учреждениях, 3682 - в классах с углубленным изучением отдельных предметов. Системой дополнительного образования охвачены 34741 человек, на базе учреждений культуры обучаются 5955 детей в возрасте от 6 до 18 лет, общее количество учащихся, посещающих детские юношеские спортивные школы, составляет 8149 человек.
Таким образом, существующая образовательная сеть оптимальна и предоставляет равные возможности всем детям в возрасте от 6 до 18 лет в получении образования в соответствии с индивидуальными запросами и способностями.
В системе образования города Ульяновска сложилась система индикативных показателей эффективной работы с одаренными детьми.
Одним из таких индикаторов является всероссийская олимпиада школьников. По результатам участия в заключительном этапе олимпиады присуждаются премии Президента для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Анализ результатов участия в заключительном этапе олимпиады школьников за последние четыре года показывает стабильно высокие результаты - доля победителей и призеров муниципального образования "город Ульяновск" от числа победителей и призеров Ульяновской области выше 70% (2008 году - 71%, 2009 году - 71%, 2010 году - 75%, 2011 году - 80%). Однако в 2012 году этот показатель снизился до 50%. Это объясняется тем, что в течение последних двух лет наблюдается кадровый голод в системе подготовки обучающихся к олимпиадам. Улучшению результата в данном направлении может способствовать создание центров поддержки одаренных обучающихся.
Показателем результативности построенной в городе Ульяновске системы контроля качества образования является увеличение за последние годы количества академически одаренных детей, имеющих отличные успехи в учебе. По результатам независимой оценки качества образования во время ЕГЭ стобалльные результаты получили: в 2010 году - 11 выпускников, в 2011 году - 19 выпускников, в 2012 году - 15 выпускников.
В системе дополнительного образования критерием эффективной системы поиска талантливых детей является процент участия обучающихся в социально значимых мероприятиях художественно-эстетической, эколого-биологической, спортивной направленностей. В течение ряда лет более 80% обучающихся общеобразовательных учреждений принимают в них участие.
Традиционными стали городские конкурсы, фестивали, соревнования: городской фестиваль детско-юношеского творчества "Юные таланты Ульяновска", городской фестиваль "Рождественская звезда", городской конкурс "Ученик года", "Слет юных инспекторов движения", детско-юношеский аэрокосмический фестиваль, городская выставка декоративно-прикладного и технического творчества, городской легкоатлетический кросс и т.д.
В течение трех последних лет школьники Ульяновска становились победителями регионального конкурса "Ученик года", дважды - победителями открытого межрегионального конкурса. Обучающиеся эстрадного балета "Экситон" ежегодно показывают высокие результаты на конкурсах международного и федерального уровней.
Выявлению талантливых детей способствуют проводимые образовательными учреждениями культуры и искусства конкурсы юных и молодых музыкантов и художников. Ежегодно в конкурсах лауреатами и дипломантами становятся около 1000 человек. Для примера: в 2009 - 2010 учебном году - 775 человек, в 2010 - 2011 учебном году - 689 человек, в 2011 - 2012 учебном году - уже 924 ученика стали лауреатами и дипломантами конкурсов. Лауреаты конкурсов направляются для участия в региональных, всероссийских и международных конкурсах.
С целью поддержки и создания положительного имиджа одаренных учащихся ежегодно проводится гала-концерт учащихся - лауреатов конкурсов.
Поиск спортивно одаренных детей осуществляется в системе физкультурно-спортивного образования (ДЮСШ, УДОД). Сопровождение таких детей осуществляется в процессе их участия в учебно-тренировочных сборах по видам спорта в командах различного уровня и спортивной квалификации. Показателями качества проводимой работы являются:
- количество видов спорта, культивируемых в городе (56);
- количество спортсменов первого спортивного разряда (324 человека);
- количество кандидатов в мастера спорта Российской Федерации (далее - КМС РФ) (133 человека).
При достаточно высоких результатах остаются проблемы, решение которых позволит систематизировать работу по выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи, главной из которых является отсутствие системности в организации сопровождения развития одаренных детей в муниципальной системе образования, в том числе:
- недостаточно построены связи на уровне "муниципальное образование - образовательное учреждение", "образовательное учреждение - образовательное учреждение", обеспечивающие непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в социуме и муниципалитете;
- недостаточно организована межведомственная и внутриотраслевая интеграция в работе с одаренными детьми;
- отсутствует система в подготовке педагогических и управленческих кадров к организации процесса сопровождения развития одаренного ребенка;
- слабо ведется работа по организации взаимодействия с родителями в вопросах поддержки и сопровождения одаренных детей;
- недостаточна мотивационная поддержка работы с одаренными детьми;
- не отработана система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренных детей, отсутствует мониторинг продвижения в социуме и в городе;
- не обеспечено финансовое участие одаренных детей в конкурсах регионального, всероссийского и международного уровней;