Недействующий

Об утверждении муниципальной целевой программы "Поддержка одаренных детей и молодежи в муниципальном образовании "город Ульяновск" на 2013 - 2015 годы"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами

Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов.

Современная экономика нуждается в специалистах, обладающих не только глубокими знаниями, но и способностями к новаторству, поэтому выявление и развитие молодых талантов рассматривается как необходимый элемент модернизации общего образования на территории муниципального образования "город Ульяновск".

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом Российской Федерации 04.02.2010 N Пр-271, Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" одним из основных направлений определяет развитие системы поддержки талантливых детей. В основу положена идея о необходимости выстроенной системы их поиска, поддержки и сопровождения в течение всего периода становления личности.

Миссия муниципалитета в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную, устойчивую систему образования, обеспечив условия для обучения, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации.

Последний период социально-экономического развития нашей страны, в том числе и системы образования, характеризуется интеграционными процессами, позволяющими создавать новые условия для образования детей не только в отдельной школе или учреждении дополнительного образования детей, но и в рамках системы более высокого порядка - муниципальной системы образования. Одаренный ребенок в процессе своего развития может выходить за рамки школы, выбирать образовательные услуги, оказываемые другими типами образовательных учреждений в своем районе, городе, регионе.

На протяжении ряда лет в городе Ульяновске появились новые типы образовательных учреждений (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов), внедряются многочисленные педагогические инновации и технологии. Необходимым условием для успешного функционирования всех типов учебных общеобразовательных учреждений являются личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса, многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ.

В настоящее время образовательная сеть муниципального образования "город Ульяновск" 12 гимназий, 6 лицеев, 2 школы с углубленным изучением отдельных предметов, а также 20 учреждений дополнительного образования детей (из них 18 центров, 2 станции), 12 детских школ искусств, 1 детскую художественную школу, 15 детских юношеских спортивных школ.

Общая численность детей школьного возраста в городе Ульяновске составляет 49765 человек. Из них 3178 обучаются в профильных классах, функционирующих в общеобразовательных учреждениях, 3682 - в классах с углубленным изучением отдельных предметов. Системой дополнительного образования охвачены 34741 человек, на базе учреждений культуры обучаются 5955 детей в возрасте от 6 до 18 лет, общее количество учащихся, посещающих детские юношеские спортивные школы, составляет 8149 человек.

Таким образом, существующая образовательная сеть оптимальна и предоставляет равные возможности всем детям в возрасте от 6 до 18 лет в получении образования в соответствии с индивидуальными запросами и способностями.

В системе образования города Ульяновска сложилась система индикативных показателей эффективной работы с одаренными детьми.

Одним из таких индикаторов является всероссийская олимпиада школьников. По результатам участия в заключительном этапе олимпиады присуждаются премии Президента для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Анализ результатов участия в заключительном этапе олимпиады школьников за последние четыре года показывает стабильно высокие результаты - доля победителей и призеров муниципального образования "город Ульяновск" от числа победителей и призеров Ульяновской области выше 70% (2008 году - 71%, 2009 году - 71%, 2010 году - 75%, 2011 году - 80%). Однако в 2012 году этот показатель снизился до 50%. Это объясняется тем, что в течение последних двух лет наблюдается кадровый голод в системе подготовки обучающихся к олимпиадам. Улучшению результата в данном направлении может способствовать создание центров поддержки одаренных обучающихся.

Показателем результативности построенной в городе Ульяновске системы контроля качества образования является увеличение за последние годы количества академически одаренных детей, имеющих отличные успехи в учебе. По результатам независимой оценки качества образования во время ЕГЭ стобалльные результаты получили: в 2010 году - 11 выпускников, в 2011 году - 19 выпускников, в 2012 году - 15 выпускников.

В системе дополнительного образования критерием эффективной системы поиска талантливых детей является процент участия обучающихся в социально значимых мероприятиях художественно-эстетической, эколого-биологической, спортивной направленностей. В течение ряда лет более 80% обучающихся общеобразовательных учреждений принимают в них участие.

Традиционными стали городские конкурсы, фестивали, соревнования: городской фестиваль детско-юношеского творчества "Юные таланты Ульяновска", городской фестиваль "Рождественская звезда", городской конкурс "Ученик года", "Слет юных инспекторов движения", детско-юношеский аэрокосмический фестиваль, городская выставка декоративно-прикладного и технического творчества, городской легкоатлетический кросс и т.д.

В течение трех последних лет школьники Ульяновска становились победителями регионального конкурса "Ученик года", дважды - победителями открытого межрегионального конкурса. Обучающиеся эстрадного балета "Экситон" ежегодно показывают высокие результаты на конкурсах международного и федерального уровней.

Выявлению талантливых детей способствуют проводимые образовательными учреждениями культуры и искусства конкурсы юных и молодых музыкантов и художников. Ежегодно в конкурсах лауреатами и дипломантами становятся около 1000 человек. Для примера: в 2009 - 2010 учебном году - 775 человек, в 2010 - 2011 учебном году - 689 человек, в 2011 - 2012 учебном году - уже 924 ученика стали лауреатами и дипломантами конкурсов. Лауреаты конкурсов направляются для участия в региональных, всероссийских и международных конкурсах.

С целью поддержки и создания положительного имиджа одаренных учащихся ежегодно проводится гала-концерт учащихся - лауреатов конкурсов.

Поиск спортивно одаренных детей осуществляется в системе физкультурно-спортивного образования (ДЮСШ, УДОД). Сопровождение таких детей осуществляется в процессе их участия в учебно-тренировочных сборах по видам спорта в командах различного уровня и спортивной квалификации. Показателями качества проводимой работы являются:

- количество видов спорта, культивируемых в городе (56);

- количество спортсменов первого спортивного разряда (324 человека);

- количество кандидатов в мастера спорта Российской Федерации (далее - КМС РФ) (133 человека).

При достаточно высоких результатах остаются проблемы, решение которых позволит систематизировать работу по выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи, главной из которых является отсутствие системности в организации сопровождения развития одаренных детей в муниципальной системе образования, в том числе:

- недостаточно построены связи на уровне "муниципальное образование - образовательное учреждение", "образовательное учреждение - образовательное учреждение", обеспечивающие непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в социуме и муниципалитете;

- недостаточно организована межведомственная и внутриотраслевая интеграция в работе с одаренными детьми;

- отсутствует система в подготовке педагогических и управленческих кадров к организации процесса сопровождения развития одаренного ребенка;

- слабо ведется работа по организации взаимодействия с родителями в вопросах поддержки и сопровождения одаренных детей;

- недостаточна мотивационная поддержка работы с одаренными детьми;

- не отработана система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренных детей, отсутствует мониторинг продвижения в социуме и в городе;

- не обеспечено финансовое участие одаренных детей в конкурсах регионального, всероссийского и международного уровней;