В современных условиях одним из важных направлений повышения конкурентоспособности субъектов Российской Федерации является комплексное использование результатов космической деятельности для мониторинга и управления как по отдельным направлениям жизнедеятельности, так и для социально-экономического развития региона в целом. Данные, поступающие от различных типов космических систем, продукты и услуги, созданные на их основе, являются важным информационным ресурсом, необходимым для развития отраслей экономики и территорий.
Мировой и отечественный опыт, практика ряда регионов России подтверждают, что использование космических технологий оказывает значительный управленческий, экономический, социальный и экологический эффекты, существенно повышает уровень безопасности населения и территорий и позволяет констатировать, что в современных условиях использование спутниковых навигационных технологий на основе системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности является одним из действенных антикризисных механизмов, обеспечивающих значительную экономию финансовых и материальных ресурсов. Комплексное использование результатов космической деятельности (РКД) в интересах задач управления развитием отдельных отраслей и экономики субъекта Федерации в целом способно придать региональной экономике инновационный характер, усилить рыночные механизмы, повысить качество жизни населения.
Такое положение дел обусловлено существенными дополнительными возможностями, которые предоставляют такие системы космической отрасли, как:
- глобальная навигационная система ГЛОНАСС;
- системы и комплексы оперативного аэрокосмического мониторинга состояния территорий и объектов;
- системы и средства сбора и комплексной обработки данных, получаемых как от космических, так и от иных систем, интеграции их в единое информационное пространство и предоставления органам управления разнородной, увязанной в пространстве и времени информации о территориях, административных образованиях, предприятиях, объектах, населении, планах и результатах их деятельности.
Возможности, которыми обладают эти системы при решении задач мониторинга и управления, принципиально недостижимы для традиционных способов сбора и обработки информации, и их преимущества состоят в следующем:
- в возможности обеспечения одновременного мониторинга состояния значительных территорий, а также многочисленных объектов, рассредоточенных на больших, в том числе труднодоступных территориях;
- в возможности предоставления данных о территориях и объектах практически в реальном масштабе времени, в том числе независимо от погодных условий и времени;
- в сравнительной дешевизне получаемых данных по сравнению с другими средствами контроля;
- в высокой степени объективности получаемых данных и их защищенности от искажений.
Наиболее значимые из эффектов от использования РКД во многих важных сферах и процессах социально-экономического развития, оценка которых получена на основе анализа опыта регионов Российской Федерации, приведены на рисунке 1.
Изложенное свидетельствует, что использование возможностей космических технологий способствуют достижению целей и решению задач, определенных такими основополагающими документами Курской области, как "Стратегия социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года" и "Программа социально-экономического развития Курской области на 2011 - 2015 годы". Данными документами одной из целей политики Курской области определено: обеспечение устойчивого экономического роста на основе перехода экономики области на модель инновационного развития, предусматривающую диверсификацию, выпуск наукоемкой, высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции, эффективное использование природного, производственного, трудового и научного потенциала, построение целостной инновационно-инвестиционной инфраструктуры с целью сохранения социальной стабильности, повышения уровня и качества жизни населения области.
Кроме того, в настоящее время задача обеспечения эффективности использования результатов космической деятельности (РКД) приобрела особое государственное значение. Это вызвано, прежде всего, принятым руководством страны курсом на инновационное развитие России, обеспечение технологического прорыва и модернизацию экономики на основе внедрения качественно новых технологий и услуг. С учетом накопленного опыта в дополнение к действовавшим ранее руководством Российской Федерации определены соответствующие поручения.
┌═════════════════════════════════════════════════════════════════‰
│ Снижение времени принятия решений ОГВ на 20 - 30% │
└═════════════════════════════════════════════════════════════════…
/\
┌═══════════════════════════════‰ │ ┌═══════════════════════════════════════════════‰
│ Сокращение цикла проведения │ │ │ Учет земель и недвижимости: │
│ проектно-изыскательских работ │ │ │ уменьшение сроков выполнения работ в 3 раза; │
│ при строительстве и │<══════‰ │ │ увеличение поступления земельных платежей │
│ реконструкции дорог в 2 раза, │ │ │ │ на 40 - 50%; │
│ финансовых затрат на их │ │ │ │снижение стоимости работ по инвентаризации на │
│ проведение на 35 - 40% │ │ │ │ 20 - 30% │
│ │ │ │ └═══════════════════════════════════════════════…
└═══════════════════════════════… │ │ /\ ┌═══════════════════════════════‰
┌═══════════════════════════════‰ │ │ │ ┌═════>│ Геодезические работы: │
│ Создание объектов │ │ │ │ │ │ уменьшение сроков выполнения │
│ инфраструктуры: уменьшение │ \/ \/ \/ \/ │ работ в 3 раза; │
│ сроков выполнения работ в 2 │ ┌════════════════‰ │ снижение затрат в 8 - 10 раз │
│ раза; │ │ Наиболее │ └═══════════════════════════════…
│ снижение затрат на 35%; │ │ значимые │ ┌═══════════════════════════════‰
│ уменьшение объемов │<═══>│ составляющие │<═══>│ Снижение стоимости работ по │
│ архитектурно-планировочных │ │ вклада │ │ предотвращению и ликвидации │
│ работ на 30% │ └════════════════… │ аварий на 15 - 25% │
└═══════════════════════════════… /\/\ /\ /\/\ └═══════════════════════════════…
┌═══════════════════════════════‰ │ │ │ │ │ ┌═══════════════════════════════‰
│ Увеличение налоговых │ │ │ │ │ │ │ Повышение на 15 - 25% │
│ поступлений │ │ │ │ │ └══════>│ эффективности осуществления │
│ за пользование: │ │ │ │ │ │ государственного федерального │
│ ресурсами на 20 - 50; │<══════… │ │ │ │лесного надзора (лесной охраны)│
│ недрами на 8 - 20% │ │ │ │ │и государственного федерального│
└═══════════════════════════════… │ │ │ │ пожарного надзора в лесах │
┌═══════════════════════════════‰ │ │ │ └═══════════════════════════════…
│ Повышение туристской │<════════… \/ └════════>┌═══════════════════════════════‰
│ привлекательности региона │ ┌════════════════════════‰ │ Экология: │
│ на 10 - 15% │ │ Экономия топлива и ГСМ │ │ доля выявленных экологических │
└═══════════════════════════════… │ до 10 - 15% за счет │ │ правонарушений до 75% │
│ снижения пробега, │ └═══════════════════════════════…
│ повышение │
│ оборачиваемости │
│ рейсов на 20% за счет │
│ уменьшения простоев │
└════════════════════════…