Так, Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 899 определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в государстве и перечень критических технологий. В частности, к ним были отнесены транспортные и космические системы, а также технологии: навигационных систем, мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения, поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основой многих из этих технологий являются результаты космической деятельности.
10 октября 2012 года Президентом Российской Федерации подписан Перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросу повышения эффективности использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов N Пр-2672, которым, в частности, рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные целевые программы использования результатов космической деятельности.
В вышеперечисленных и иных нормативных документах подчеркивается, что задача доведения результатов космической деятельности до конечных пользователей имеет общенациональный, межведомственный и межрегиональный характер и эффективное использование возможностей космической отрасли требует проведения в регионах РФ целенаправленного комплекса программно-плановых мероприятий. Основная направленность этих мероприятий заключается в обеспечении процессов своевременного получения полной и точной информации о состоянии объектов и территорий, ее обработки и предоставлении органам принятия решения для адекватной реакции на ситуацию. Для их успешной реализации необходимо создание и поддержание в актуальном состоянии единого координатно связанного информационного пространства субъекта Российской Федерации, интегрированного с информационным пространством России. При этом отмечается, что для достижения необходимого эффекта от этих мероприятий необходимо: предусмотреть комплексное использование данных, поступающих от различных типов космических систем, продуктов и услуг, созданных на их основе, а также обеспечить их увязку с электронными картами и структурирование в рамках геоинформационных систем, объединение с данными других автоматизированных систем государственного управления различного уровня.
Материальной основой выполнения этих требований является областная инфраструктура использования результатов космической деятельности, которая должна включать в себя следующие основные компоненты:
- базовые и тематические организации (центры космических услуг и другие центры), обеспечивающие формирование услуг на основе РКД и их предоставление различным потребителям;
- базовые и тематические геоинформационные ресурсы органов исполнительной государственной власти Курской области, интегрированные с информационными ресурсами органов власти, учреждений, организаций и предприятий Российской Федерации и Курской области;
- базовые и тематические технологические системы и средства, обеспечивающие процессы формирования, обработки, хранения, актуализации и регламентированного предоставления геопространственной информации различным потребителям;
- комплекс нормативно-правовых актов, регламентирующих состав, содержание, а также процессы формирования, актуализации и использования базовых и тематических геоинформационных ресурсов при решении задач мониторинга, анализа и управления в различных сферах жизнедеятельности Курской области.
В Курской области принимались и принимаются меры по приданию системного характера вопросам планирования и организации данной работы в различных органах управления и организациях. Так, 16 августа 2011 г. Губернатором Курской области подписано постановление N 333-пг "О формировании единого информационно-навигационного пространства РСЧС Курской области на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС". К настоящему времени создан ряд центров мониторинга и управления транспортом: пассажирским и специальным. 18 сентября 2012 года в Курске открылся первый в Российской Федерации "Региональный центр навигационных услуг" (РЦНУ) - предприятие на основе государственно-частного партнерства. Это позволит значительно повысить качество контроля безопасности перевозок всех видов и оперативность реагирования на дорожно-транспортную ситуацию, позволит расширить спектр услуг в области навигационных технологий. Активно проводятся работы по созданию областной геоинформационной системы архитектурно-территориального планирования. Проводятся значительные работы по использованию РКД в сфере обеспечения безопасности территорий, объектов и населения Курской области.
Однако проводимые работы не в полной мере позволяют получить должный эффект от используемых средств.
Главной проблемой в Курской области остается отсутствие целостной областной инфраструктуры в сфере использования РКД и в первую очередь инфраструктуры информационного обеспечения Администрации Курской области, органов местного самоуправления, а также системы оказания услуг юридическим и физическим лицам.
К основным причинам такого положения дел следует отнести следующее:
- отсутствие необходимой координации деятельности в области внедрения спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС, средств космического мониторинга территорий и объектов и других результатов космической деятельности;
- неразвитость нормативно-правового и технологического обеспечения процессов создания и использования геоинформационных ресурсов, получаемых в результате космической деятельности;
- недостаточная информированность должностных лиц органов исполнительной государственной власти и других организаций и учреждений о готовых к использованию и создаваемых спутниковых навигационных технологиях, отсутствие целостной системы подготовки и повышения квалификации специалистов - разработчиков и потребителей услуг, созданных на основе спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС, технологий дистанционного аэрокосмического мониторинга и других результатов космической деятельности.
Проводимые работы носят ведомственный характер, решают частные вопросы и не имеют четкой координации. Имеет место дублирование выполняемых мероприятий, применение различных технологий обработки и представления пространственных данных. Основное внимание при проведении работ уделяется развитию программно-технических средств, и не уделяется должное внимание другим основополагающим элементам инфраструктуры использования РКД, без которых требуемый эффект достигнут быть не может. В настоящее время в Курской области практически отсутствуют базовый картографический комплект и областная геоинформационная система, не организованы областные базы цифровых пространственных данных и системы сбора и предоставления заинтересованным потребителям даже имеющейся геопространственной информации; требует существенного развития система нормативных документов, регламентирующих вопросы создания и использования геоинформационных ресурсов, формируемых на основе РКД, их интеграции с иными информационными ресурсами федеральных и региональных органов государственной власти, учреждений, организаций и предприятий. Имеющиеся в области цифровые картографические материалы, снимки высокого разрешения и данные дистанционного зондирования Земли (далее - ДЗЗ), созданные или приобретенные за счет средств федерального или областного бюджетов, имеют различные геоинформационные форматы, выполнены с использованием различных систем координат и не могут быть использованы для эффективного решения задач комплексного анализа и планирования регионального развития и многоаспектного мониторинга состояния объектов, территорий и результатов деятельности субъектов экономики Курской области.
Поэтому при формировании Программы первоочередными являются такие направления, как:
- создание в Курской области базовых условий и системообразующих элементов инфраструктуры по использованию спутниковых навигационных систем на основе технологий ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности: организационных, геоинформационных, технологических, нормативно-правовых;
- повышение уровня использования спутниковых навигационных технологий на основе технологий ГЛОНАСС, средств ДЗЗ и других результатов космической деятельности за счет создания приоритетных тематических систем мониторинга и управления, таких как: дорожное хозяйство, транспортный комплекс и безопасность на транспорте; имущественный и агропромышленный комплексы; территориальное планирование и градостроительство; развитие РСЧС Курской области;
- формирование системы научно-информационного обеспечения и подготовки государственных служащих, работников бюджетной сферы, служащих органов местного самоуправления и сотрудников других организаций по вопросам использования спутниковых навигационных систем на основе технологий ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности для решения задач мониторинга и управления;
- стимулирование и поддержка развития рынка продуктов и услуг на основе использования спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в Курской области.
Это позволит интегрировать результаты космической деятельности в процессы социально-экономического развития Курской области, согласовать их со стратегическими приоритетами социально-экономического развития области на период до 2020 года и основными положениями действующих законодательных актов и постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных актов в этой сфере.
Настоящая Программа, представляющая собой объединенный единым замыслом и целью комплекс организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, позволит обеспечить решение основных задач по эффективному использованию результатов космической деятельности в интересах ускорения социально-экономического развития и повышения уровня безопасности населения, объектов и территорий Курской области.