Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью установлен Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", другими нормативными правовыми актами.
Число семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно растет. Анализ проблем, с которыми сталкиваются усыновители, опекуны (попечители), приемные родители (далее - приемные родители, замещающие семьи), показывает, что не все граждане готовы воспринимать и принимать ребенка со всеми присущими ему особенностями и недостатками. Это обусловлено как малой информированностью принимающих родителей о психологических особенностях ребенка, пережившего разлуку с кровными родителями и воспитывающегося в учреждении интернатного типа, так и спецификой развития этих детей. В результате у новых родителей возникают мысли о непреодолимости выявившихся проблем, нарушается контакт с ребенком, появляется чувство раздражения и разочарования. В крайних случаях ребенка возвращают в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которого он был передан на воспитание в замещающую семью. Подобная ситуация является следствием того, что сложившаяся практика устройства детей в замещающие семьи до недавнего времени не предусматривала какой-либо подготовки приемных родителей и профессиональной помощи семье, взявшей ребенка на воспитание.
Для изменения сложившегося положения и обеспечения успешной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье назрела острая необходимость осуществлять подготовку таких родителей.
В соответствии с пунктом 15 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", осуществляется подготовка граждан, выразивших желание принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623, и направлена на обеспечение в Курской области подготовки кандидатов в приемные родители, граждан, не имеющих опыта осуществления опеки (попечительства) над несовершеннолетними, успешную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях.
Программа является комплексной и включает в себя освещение нормативно-правовых основ деятельности приемных родителей, социальные и психолого-педагогические аспекты, содержание и технологии семейного воспитания.
Программа предназначена для обучения взрослых, что предъявляет особые требования к организационной стороне ее реализации. Основными направлениями деятельности являются:
1) образовательное - обучение слушателей по программе;
2) консалтинг - индивидуальное практическое занятие для кандидатов в приемные родители по проблемам семейных отношений, развития и воспитания приемного ребенка.
Цели и задачи курса подготовки
Цель курса подготовки - подготовка кандидатов в приемные родители к приему и воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей (далее - ребенок, дети), формирование у них родительских компетенций.
Задачи курса подготовки:
1) выявление и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
2) оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
3) ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
4) формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
5) формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
6) ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
7) ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
8) ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Показателями готовности кандидатов в приемные родители будут выступать умения осознавать реальные проблемы становления семьи с приемным ребенком, умения разбираться в своих чувствах и намерениях и управлять данными процессами, способность организовывать взаимодействие со службами и специалистами по решению проблем приемной семьи и профилактике их возникновения.
Ожидаемые результаты обучения
Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, по завершении курса:
Должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии с органами опеки и попечительства, службой сопровождения приемных семей в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, мерах государственной поддержки, предоставляемых приемным семьям в Российской Федерации и Курской области в соответствии с действующим законодательством;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;