Действующий

О памятнике природы регионального значения "Первая скважина Курской магнитной аномалии" (с изменениями на 19 апреля 2019 года)



5. Описание природных особенностей особо охраняемой природной территории и объектов особой охраны


5.1. Уникальность памятника природы заключается в максимальной магнитной и гравитационной аномалии, выявленной первыми геофизическими измерениями в 1919 году и послужившей обоснованием для заложения в 1921 году именно в этом месте первой буровой скважины. Особенностью данной аномалии является и то, что ее характерным проявлением считается резкий перепад магнитных и гравитационных составляющих при маршрутном перемещении в субширотном (восток - запад) направлении и относительно устойчивыми аномальными показателями при перемещении в субмеридиальном направлении (север - юг).


5.2. Памятник природы имеет историческое, научное, учебное, культурно-просветительское значение.


Историческое значение памятника природы состоит в том, что именно здесь 7 апреля 1923 г. с глубины 167 м был поднят первый керн рудоносных пород, который убедительно подтвердил представления исследователей о причине курских магнитных аномалий.


Научное значение памятника природы состоит в том, что в 1919 году была установлена непосредственная связь магнитной аномалии с залежью железной руды, подтверждены представления исследователей о причине курских магнитных аномалий и вместе с тем был сделан первый практический шаг в трудном и увлекательном открытии, исследовании, разведке и, в конечном счете, создании в регионе КМА - крупнейшей в мире минерально-сырьевой базы для черной металлургии Российской Федерации.


Территория скважины посещается многочисленными делегациями ветеранов и работников геологических служб, студентами учебных заведений, туристами и населением. Особый интерес к данному месту проявляется благодаря наличию аномального магнитного поля, изменение которого наблюдается в пределах прилегающей территории. Систематически для практической работы с геофизическими приборами сюда приезжают практиканты геологических вузов и техникумов, что подтверждает учебную и культурно-просветительную значимость территории.


На памятник природы возлагаются следующие основные задачи:


проведение научно-исследовательских работ;


проведение экскурсий в учебно-познавательных целях;


экологическое и историческое просвещение населения.