АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2013 года N 97-па

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в редакции постановлений Администрации Курской области от 04.06.2014 N 359-па, от 12.09.2014 N 588-па, от 18.05.2015 N 280-па, от 17.08.2015 N 528-па)

Во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р Администрация Курской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемый план ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Курской области" (далее - "дорожная карта").

2. Комитету здравоохранения Курской области (О.В. Новикова) совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования Курской области (А.В. Курцев) обеспечить реализацию "дорожной карты".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Курской области В.В. Проскурина.

Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ



Утвержден
постановлением
Администрации Курской области
от 28 февраля 2013 года N 97-па

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в редакции постановлений Администрации Курской области от 04.06.2014 N 359-па, от 12.09.2014 N 588-па, от 18.05.2015 N 280-па, от 17.08.2015 N 528-па)

 

I. Общее описание "дорожной карты"


Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Курской области" (далее - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.

Современная стратегия развития системы здравоохранения Курской области ориентирована на повышение доступности, качества медицинской помощи, эффективного использования ресурсов здравоохранения на основе структурного преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи, развития института профилактической медицины и внедрения инновационных методов лечения заболеваний, являющихся основными причинами смертности населения Курской области.

Решение таких задач возможно лишь при детальном планировании и проектировании процесса организации медицинской помощи на региональном уровне. В этой связи "дорожная карта" разработана с учетом региональных особенностей, структуры заболеваемости и смертности населения региона, потребности в медицинской помощи с позиции реализации федеральных отраслевых стандартов.

"Дорожная карта" представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам реализации и направленных на повышение эффективности системы здравоохранения Курской области.

Цели и задачи "дорожной карты". Путем структурных преобразований системы регионального здравоохранения реализация "дорожной карты" обеспечит:

повышение доступности и качества медицинской помощи;

формирование организационной системы, позволяющей достичь стабильного улучшения показателей здоровья граждан;

развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения системы здравоохранения;

достижение целевых показателей, определенных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р.

Характеристика системы здравоохранения Курской области. Здравоохранение Курской области - сложная многофункциональная система, включающая учреждения здравоохранения различных форм собственности. Лечебно-профилактическая сеть Курской области представлена 50 больничными учреждениями, 13 самостоятельными амбулаторно-поликлиническими учреждениями, 45 амбулаторно-поликлиническими учреждениями (входящими в состав других учреждений), 4 диспансерами, 4 стоматологическими поликлиниками, 644 фельдшерско-акушерскими пунктами. Кроме того, в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи участвуют: ФГУЗ "МСЧ МВД России по Курской области", НУЗ "Отделенческая больница на станции Курск ОАО "Российские железные дороги", Медико-санитарная часть ООО "Электроагрегат", ООО "Медико-санитарная часть "Курскагромаш", ООО "Центр медицинских осмотров и профилактики", ЧЛПУ "Амбулатория", ООО "Медицинский центр N 1", МСЧ ФГУП "18 ЦНИИ" МО РФ. Всего на территории области 75 медицинских организаций осуществляют деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Общий коечный фонд, с учетом медицинских организаций всех форм собственности, составляет 9724 койки, в том числе 9071 койка развернуты в государственных учреждениях здравоохранения. В 2013 году обеспеченность населения койками с круглосуточным пребыванием составляла 86,7 на 10 тыс. населения, что соответствует среднероссийским показателям.

На территории области развернута сеть сосудистых и травматологических центров, а также организован ряд межрайонных отделений по различным профилям, общий коечный фонд которых составляет 1115 коек (12,2% от общего коечного фонда).

В Курской области с целью совершенствования организации оказания медицинской помощи матерям и детям, повышения качества и доступности специализированной медицинской помощи создана и совершенствуется трехуровневая система оказания медицинской помощи беременным женщинам.

С 2011 года функционирует областной перинатальный центр - учреждение 3-го уровня, в котором оказывается специализированная помощь женщинам и детям с использованием новейших технологий и современного оборудования. В городах Курске, Железногорске, Курчатове функционируют 5 родовспомогательных учреждений 2 уровня, в которых проведены капитальный ремонт и оснащение современным медицинским оборудованием. Организованы 11 межрайонных родильных отделений, которые дооснащены медицинским оборудованием, направленным на оказание своевременной реанимационной помощи новорожденным, родильницам, создание условий для временного их пребывания до момента вывоза из центральной районной больницы реанимационными бригадами. Выработана четкая система маршрутизации беременных женщин, создается единая система мониторинга беременных и новорожденных детей на базе дистанционно-консультативного центра ОБУЗ "Областной перинатальный центр". Выездные анестезиолого-реанимационные акушерские и неонатальные бригады также функционируют на базе дистанционно-консультативного центра, располагают двумя реанимобилями с комплектом медицинской аппаратуры.

Для детей также предусмотрена четкая система маршрутизации с учетом действующей сети медицинских организаций и территориальных особенностей.

В Курской области на сегодняшний день имеют место определенные сложности ввиду отсутствия детской многопрофильной больницы 3-го уровня. Специализированная медицинская помощь детям по профилям соматических заболеваний (пульмонология, эндокринология, ревматология, кардиология, нефрология, гастроэнтерология, гематология, аллергология и иммунология, неврология) оказывается в ОБУЗ "Областная детская клиническая больница" мощностью 170 коек, по хирургическим профилям и неонатологии - в ОБУЗ "Курская областная детская больница N 2" на 130 коек, дети с инфекционными заболеваниями госпитализируются в ОБУЗ "Областная клиническая инфекционная больница".

Необходимостью обеспечения детей равнодоступной квалифицированной педиатрической помощью обусловлено создание 7 межрайонных педиатрических отделений и сокращение маломощных детских отделений круглосуточного пребывания в 3 районах области. Наряду с этим на уровне первичного звена развиваются стационарзамещающие виды помощи - стационары дневного пребывания и стационары на дому.

На базе одного из педиатрических отделений - в ОБУЗ "Октябрьская ЦРБ" - с учетом близости к г. Курску и кадрового потенциала открыты койки для оказания паллиативной помощи детям.

Уникальность системы организации медицинской помощи жителям Курской области заключается в тесной интеграции областных ресурсов отрасли с возможностями федеральных медицинских учреждений здравоохранения и частных коммерческих медицинских предприятий.

На протяжении последних пяти лет система здравоохранения Курской области претерпела ряд существенных изменений, связанных с реализацией на территории субъекта приоритетного национального проекта "Здоровье" и областных целевых программ, в том числе программы модернизации здравоохранения. Проводимые в рамках указанных проектов мероприятия были направлены на повышение качества услуг в сфере здравоохранения и увеличение удовлетворенности граждан медицинской помощью.

Ключевым параметром для планирования основных мероприятий в системе здравоохранения (объемные показатели количества госпитализаций, посещений и т.д.) была выбрана потребность населения в том или ином виде медицинской помощи. В этой связи проведена оптимизация коечного фонда в системе здравоохранения Курской области, в результате которой за 5 лет коечный фонд учреждений здравоохранения сократился на 7,3% (758 коек). Сокращение произошло за счет усиления амбулаторно-поликлинического звена - реорганизации врачебных амбулаторий, участковых больниц с преобразованием их в офисы общей врачебной практики и развитием стационарозамещающих технологий.

В качестве основного инструмента реализации проекта модернизации системы здравоохранения Курской области был использован переход учреждений здравоохранения (преимущественно) на одноканальное финансирование. В результате доля средств обязательного медицинского страхования в финансировании территориальной программы государственных гарантий увеличилась с 68,7% (2009 г.) до 79,1% (2013 г.).

Реализация указанных мероприятий позволила не только эффективно перераспределить потоки пациентов, высвободить ресурсы внутри системы здравоохранения, но и обеспечила выполнение отраслевых стандартов медицинской помощи. Для руководителей учреждений здравоохранения, работающих в системе ОМС, появилась возможность управлять финансовыми ресурсами в соответствии с реальными потребностями в расходах. Организационные мероприятия, реализованные в 2010 - 2012 годах на территории Курской области, стали инновационными по своему характеру и обеспечили формирование современной модели здравоохранения, ориентированной на достижение более высокого уровня качества и доступности медицинской помощи.

Таким образом, к настоящему времени в Курской области сложилась современная региональная система здравоохранения, имеющая эффективные и стабильные финансово-экономические механизмы взаимодействия всех ее участников. Имеется полное представление о направлениях дальнейшего развития системы регионального здравоохранения. Финансовое наполнение уже существующей системы позволит в кратчайшие сроки изменить ряд медико-демографических показателей путем повышения качества и доступности медицинской помощи населению Курской области.

Общая демографическая характеристика. Демографическая ситуация в Курской области характеризуется снижением отрицательного естественного прироста населения за счет увеличения рождаемости и снижения общей смертности населения. Численность населения Курской области на 1 января 2014 года составляет 1119089 человек, городское население составляет 66,5%, плотность населения составляет 37,31 чел./км2.

Анализ естественной убыли населения показал, что, начиная с 2000 года, в Курской области преобладала устойчивая тенденция уменьшения данного параметра, при этом ежегодное сокращение в среднем варьировало от 6,5 до 5 тыс. человек в год. Проведенный анализ факторов, влияющих на уровень естественной убыли населения показал, что наибольшее значение (как и в целом по России), имели: сближение параметров рождаемости городского и сельского населения (сближение городского и сельского стереотипов количества детей в семье); откладывание рождения первого ребенка; высокая доля бесплодных браков; высокий уровень смертности населения (в том числе в трудоспособном возрасте); рост заболеваемости по основным классам причин смертности.

Одним из основных демографических показателей, применяющихся для характеристики и оценки экономического развития, уровня и доступности медицинской помощи, социальных изменений территории, является показатель младенческой смертности.

Младенческая смертность в Курской области на 01.01.14 (в сравнении с 2005 годом) снизилась на 45,4% и составила 8,3 на 1000 родившихся живыми. Снижение показателя младенческой смертности является следствием создания в Курской области на базе областного перинатального центра системы мониторирования беременных с высокой степенью риска и новорожденных детей, формирование четких схем маршрутизации таких пациентов. На территории субъекта внедрен пилотный проект по пренатальной диагностике нарушений развития плода, реализация которого позволит существенно снизить количество пороков развития у новорожденных.

В течение последних трех лет на территории Курской области уровень материнской смертности сохраняется на стабильных показателях и составляет 15,3 случая на 100000 родившихся живыми детей.

По данным за 2013 год в сравнении с 2008 годом по Курской области показатель общей смертности уменьшился на 11,8% (2013 - 1613,0 случаев на 100 тыс. на населения). По Российской Федерации за аналогичный период уменьшение показателя смертности составляет 17%. В структуре смертности населения Курской области смертность от болезней системы кровообращения занимает первое место, удельный вес умерших от данной патологии в 2013 году составляет 54,6%, на втором месте новообразования - 13,9%, на третьем внешние причины смерти - 6,9%.

Общая заболеваемость населения в 2013 году составила всего 1289,4 на 1000 населения. В структуре общей заболеваемости по нозологическим формам, с сохранением ранговых положений ведущие места занимают болезни органов дыхания (302,8), систем кровообращения (139) и пищеварения (97,2) из расчета на 1000 населения. По сравнению с 2009 годом наблюдается увеличение показателей заболеваемости по классам болезней: новообразования, травмы, болезни органов кровообращения. Снижение уровня заболеваемости отмечается по классу болезней систем пищеварения и дыхания, эндокринных заболеваний. Практически на прежнем уровне остался показатель заболеваемости по классу болезней крови, нервной системы.

Таким образом, оценка динамики демографических процессов в Курской области и детальное изучение причин, определяющих высокие показатели смертности населения, превышающие среднероссийские показатели заболеваемости по отдельным классам болезней, определяют выбор профилей оказания медицинской помощи, нуждающихся в развитии.

Оплата труда работников медицинских организаций. Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.

Социальной эффективностью реализации "дорожной карты" является установление действенных механизмов оценки деятельности медицинских работников и соответствия уровня оплаты труда качеству труда.

В целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в учреждениях здравоохранения Курской области планируется обеспечить повышение оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг, предусмотрев следующие мероприятия:

сокращение разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по субъекту;

повышение в 2017 году средней заработной платы социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100 процентов от средней заработной платы в Курской области, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в Курской области;

установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;

повышение заработной платы работников с возможным привлечением средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;

устранение необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений;

прозрачность оплаты труда руководителей медицинских организаций с установлением соотношения средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

отмена стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников;

установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых услуг и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям;

установление предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений здравоохранения Курской области.

Реализация мероприятий по повышению оплаты труда позволит:

повысить престижность и привлекательность профессий работников, участвующих в оказании государственных услуг (выполнении работ);

внедрить в учреждениях системы оплаты труда работников, увязанные с качеством оказания государственных услуг (выполнения работ);

повысить уровень квалификации работников, участвующих в оказании государственных услуг (выполнении работ);

повысить качество оказания государственных услуг (выполнения работ) в социальной сфере;

создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений.

Вместе с тем, для установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от объема и качества предоставляемых медицинских услуг (обеспечения предоставления медицинских услуг) необходим перевод медицинских работников на эффективный контракт - трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ неэффективных расходов в системе регионального здравоохранения.

Объем неэффективных расходов в сфере здравоохранения сложился, в основном за счет превышения расходов на скорую медицинскую помощь, что связано с обеспечением службой скорой медицинской помощи функций неотложной помощи: медицинской эвакуации, то есть транспортировки больных в другие лечебно-профилактические учреждения; обеспечение обслуживания праздничных, спортивных мероприятий и шествий. В некоторых районах области наблюдается высокий уровень необоснованных вызовов скорой медицинской помощи, что связано с недостаточным уровнем укомплектованности первичного звена, а именно - дефицитом врачей-терапевтов, педиатров, участковых медицинских сестер, фельдшеров в амбулаторно-поликлинических учреждениях, что ведет к увеличению обращений за скорой медицинской помощью при обострении хронических заболеваний. Утвержденные территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Курской области на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов территориальные нормативы объемов медицинской помощи соответствуют утвержденным федеральным нормативам, программой предусмотрено выделение объемов по неотложной медицинской помощи.

Неэффективные расходы на управление кадровыми ресурсами обусловлены диспропорциями в укомплектованности врачебным и средним медицинским и прочим персоналом, а также в необходимости организации оказания качественной, доступной медицинской помощи. Наличие неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами объясняется низким уровнем заработной платы в здравоохранении, отсутствием заинтересованности высококвалифицированных работников в трудоустройстве в государственную систему. Реализация программы модернизации здравоохранения позволила в значительной степени изменить сложившуюся ситуацию. За два года реализации Программы произошло увеличение заработной платы у врачей на 57,0%, у средних медицинских работников на 44,2%. В целом по отрасли рост заработной платы составил 47,5%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»