10.1. Планировку и застройку территорий городских и сельских поселений следует осуществлять с учетом обеспечения допустимых уровней шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории с нормируемыми уровнями шума.
10.2. Защита от транспортного шума жилых, общественных зданий и территорий с нормируемыми уровнями шума должна осуществляться с помощью:
применения рациональных планировочных приемов, предусматривающих зонирование территорий городских и сельских поселений, рациональную трассировку улично-дорожной сети, размещение специальных шумозащитных зданий вдоль транспортных магистралей, различную группировку шумозащитных и обычных зданий;
осуществления организационных мероприятий, направленных на ограничение движения грузового транспорта через жилые районы и снижение скорости движения транспортных средств при проезде через жилые, рекреационные и лечебные территории;
принятия конструктивных мер, предусматривающих строительство придорожных шумозащитных экранов, установку шумозащитных окон в зданиях, расположенных в зоне неблагоприятного шумового воздействия.
10.3. Выбор мероприятий по обеспечению нормативных уровней шума на рассматриваемой территории и в помещениях, расположенных на ней жилых и общественных зданий, следует проводить на основе результатов акустических расчетов или данных натурных измерений.
10.4. Исходными данными для акустических расчетов являются:
схемы размещения объектов капитального строительства с указанием автомобильных и железнодорожных магистралей, водных путей, а также зон ограничения застройки из условий авиационного шума (в конкретных случаях какой-либо вид транспорта и, соответственно, трассы его движения могут отсутствовать);
схемы с размещением всех существующих и проектируемых зданий с указанием их этажности;
сведения о параметрах движения и состава потоков автомобильного, железнодорожного и водного транспорта, а также данные об интенсивности пролетов самолетов над данной территорией и о типах пролетающих самолетов (при невозможности получения прогнозных данных для транспортных потоков соответствующие расчеты не проводятся);
сведения о расположении на рассматриваемой территории трансформаторных подстанций, тепловых пунктов и других коммунальных объектов и о шумовых характеристиках установленного в них оборудования;
схемы размещения промышленных зон или при необходимости отдельных промышленных предприятий и объектов энергетического хозяйства, а также данные о шумовых характеристиках источников шума на указанных объектах.
Указанные данные представляются по отдельности для дневного и ночного времени суток и по состоянию на текущий период и прогноз.
10.5. Расчеты ожидаемых уровней шума проводятся для расчетных точек, которые выбираются в зависимости от защищаемого от шума объекта и с учетом следующих положений:
расчетные точки на площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов, на площадках детских дошкольных учреждений, на участках школ, больниц и санаториев следует выбирать на ближайшей к источнику шума границе площадок на высоте 1,5 м от поверхности земли;
если площадка частично находится в зоне звуковой тени от здания, сооружения или какого-либо другого экранирующего объекта, а частично - в зоне действия прямого звука, то расчетная точка должна находиться вне зоны звуковой тени;
расчетные точки на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам и другим зданиям, в которых уровни проникающего шума нормируются разделом 6 настоящих нормативов, следует выбирать на расстоянии 2 м от фасадов зданий, обращенных в сторону источника внешнего шума, и на высоте 1,5 м над поверхностью земли для одно- и двухэтажных зданий или на высоте 4 м для трехэтажных и более высоких зданий.
10.6. При выполнении акустических расчетов следует руководствоваться ГОСТ 31295.2-2005 (ИСО 9613-2.1996) "Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета".
10.7. Дополнительным средством оценки шумового режима территории, позволяющим рационально выбирать шумозащитные мероприятия, являются оперативные карты шума территории или города в целом с нанесенными на них изолиниями равными уровнями звука. С помощью оперативной карты шума можно определить зоны сверхнормативного шума (зоны акустического дискомфорта), оценить их площадь, количество жилых зданий и численность людей на территории этих зон, наметить шумозащитные мероприятия, рассчитать их требуемый объем и стоимость.
Разработка оперативной карты шума должна проводиться согласно ГОСТ Р 53187-2008 "Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий".
10.8. На стадии разработки схемы территориального развития и генерального плана населенного пункта в целях снижения воздействия шума на территорию следует применять следующие меры:
функциональное зонирование территории с отделением рекреационных зон от промышленных, коммунально-складских зон и основных транспортных коммуникаций;
трассировка магистральных дорог скоростного и грузового движения в обход жилых районов и зон отдыха;
совмещение трассировки в транспортных коридорах скоростных автомобильных и железных дорог в обход городов и других населенных пунктов, а также лечебно-курортных и рекреационных зон;
дифференциация улично-дорожной сети по составу транспортных потоков с выделением основного объема грузового движения на специализированные магистрали;
концентрация основных транспортных потоков на небольшом числе магистральных улиц с высокой пропускной способностью, проходящих по возможности вне жилой застройки (по границам промышленных и коммунально-складских зон, в полосах отвода железных дорог);
укрупнение межмагистральных территорий для отделения основных массивов застройки от транспортных магистралей;
создание системы парковки автомобилей на границе жилых районов и групп жилых домов;