Содержание
Паспорт Подпрограммы
Введение
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными
методами
2. Цели и задачи Подпрограммы
3. Объем и источники финансирования Подпрограммы
4. Механизмы реализации Подпрограммы
5. Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической
эффективности реализации Подпрограммы
Паспорт Подпрограммы
Наименование Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике
Подпрограммы Башкортостан в 2011 - 2015 годах
Государственные Государственный комитет Республики Башкортостан по
заказчики строительству и архитектуре;
Подпрограммы Министерство земельных и имущественных отношений Республики
Башкортостан
Основные Государственный комитет Республики Башкортостан по
разработчики строительству и архитектуре;
Подпрограммы государственное унитарное предприятие Фонд жилищного
строительства Республики Башкортостан;
государственное казенное учреждение Республики Башкортостан
Управление малоэтажным строительством
Исполнители Государственный комитет Республики Башкортостан по
Подпрограммы строительству и архитектуре;
Министерство земельных и имущественных отношений Республики
Башкортостан;
органы местного самоуправления муниципальных образований
Республики Башкортостан (по согласованию);
государственное унитарное предприятие Фонд жилищного
строительства Республики Башкортостан;
государственное казенное учреждение Республики Башкортостан
Управление малоэтажным строительством;
открытое акционерное общество "Уфимское городское агентство
ипотечного кредитования";
организации строительного комплекса Республики Башкортостан
(по согласованию);
банковские и иные кредитные учреждения Республики
Башкортостан (по согласованию);
проектные организации (по согласованию)
Цели и задачи Цели:
Подпрограммы реализация в рамках приоритетного национального проекта
"Доступное и комфортное жилье - гражданам России"
государственной политики в области малоэтажного жилищного
строительства, способствующей обеспечению населения
Республики Башкортостан комфортным и доступным жильем;
формирование земельных участков, обеспеченных
градостроительной документацией и объектами инженерной
инфраструктуры, для предоставления гражданам, нуждающимся в
улучшении жилищных условий, для индивидуального жилищного
строительства
Задачи:
развитие массового малоэтажного жилищного строительства и
совершенствование его нормативной правовой базы;
разработка организационных и финансовых механизмов,
обеспечивающих возможность кредитования граждан со средним
уровнем доходов и отдельных категорий граждан,
установленных законодательством Российской Федерации, а
также использование всех форм государственной поддержки
населения в улучшении жилищных условий;
привлечение частных инвестиций к реализации проектов в
области малоэтажного строительства;
обеспечение снижения себестоимости строительства, в том
числе за счет использования современных технологий
малоэтажного строительства и местных строительных
материалов, автономных систем инженерного обеспечения;
содействие созданию на территории Республики Башкортостан
производственных мощностей по изготовлению конструкций и
деталей комплектных быстровозводимых малоэтажных домов с
использованием прогрессивных технологий и материалов;
подготовка и реализация соответствующих инвестиционных
проектов обеспечения земельных участков объектами
инженерной инфраструктуры в целях малоэтажного жилищного
строительства
Объем и Общий объем средств, привлекаемых для реализации
источники Подпрограммы, составит 208,15 млрд. рублей, в том числе за
финансирования счет средств:
Подпрограммы федерального бюджета - 5,05 млрд. рублей (по итогам
конкурсных отборов при возникновении обязательств
федерального бюджета);
бюджета Республики Башкортостан - 8,46 млрд. рублей;
местных бюджетов - 1,5 млрд. рублей;
внебюджетных источников - 193,16 млрд. рублей
Ожидаемые Увеличение объемов малоэтажного жилищного строительства,
конечные отвечающего современным стандартам ценовой доступности,
результаты энергоэффективности и экологичности, в том числе
реализации строительства жилья экономического класса;
Подпрограммы развитие инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры
застраиваемых территорий;
увеличение объемов частных инвестиций и кредитных ресурсов,
вложенных в малоэтажное строительство;
сохранение доли малоэтажного строительства в общем объеме
строительства не менее 65%;
реализация гражданами, состоящими на учете в качестве
нуждающихся в жилых помещениях, права на получение в
собственность однократно и бесплатно земельного участка для
индивидуального жилищного строительства;
дополнительный ввод в эксплуатацию малоэтажного жилья в
результате реализации Подпрограммы составит 8681,96 тыс.
кв. м, в том числе:
в 2011 году - 1467,20 тыс. кв. м (70% от годового объема
жилья);
в 2012 году - 1615,60 тыс. кв. м (70%);
в 2013 году - 1731,28 тыс. кв. м (68%);
в 2014 году - 1894,48 тыс. кв. м (68%);
в 2015 году - 1973,40 тыс. кв. м (65%)
Система Контроль за реализацией Подпрограммы осуществляют ее
контроля за государственные заказчики - Государственный комитет
реализацией Республики Башкортостан по строительству и архитектуре и
Подпрограммы Министерство земельных и имущественных отношений Республики
Башкортостан
ВВЕДЕНИЕ
Подпрограмма "Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике Башкортостан в 2011 - 2015 годах" республиканской целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Башкортостан в 2011 - 2015 годах" (далее - Подпрограмма) разработана в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в сфере жилищного строительства, и направлена на увеличение доли малоэтажного жилищного строительства, возводимого подрядным способом, путем осуществления комплекса мероприятий по использованию современных технологий и строительных материалов при изготовлении деталей и конструкций быстровозводимых малоэтажных жилых домов.
В рамках Подпрограммы предусматривается осуществление следующих мероприятий:
совершенствование нормативной правовой базы, стимулирующей и регламентирующей развитие малоэтажного строительства;
разработка механизмов финансирования и осуществления комплексного освоения и развития территорий малоэтажной жилищной застройки, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
развитие строительства жилья экономического класса, в первую очередь малоэтажного, которое отвечает современным стандартам энергоэффективности и экологичности и доступно гражданам со средним уровнем доходов;
обеспечение территорий массовой малоэтажной застройки необходимой инженерной и социальной инфраструктурами, автомобильными дорогами.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Необходимость разработки Подпрограммы обусловлена началом нового этапа в развитии малоэтажного строительства в рамках реализации долгосрочной стратегии массового жилищного строительства для всех категорий граждан, сформулированной в федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050. Перед регионами Российской Федерации поставлена задача значительного увеличения объемов жилищного строительства, которую возможно решить лишь путем развития массового строительства жилья, не столько многоэтажного, сколько малоэтажного и индивидуального. Такое жилищное строительство характеризуется переходом от точечной застройки к линейно-протяженным структурам малоэтажных поселений вокруг больших и малых городов, в сельских поселениях и вдоль транспортных артерий, комплексным освоением и развитием территорий.
Подавляющая часть населения Республики Башкортостан желает строить свой дом или улучшить свои жилищные условия. В этой связи важно строительство индивидуального жилья, формирование соответствующих основ, объединенных названием "Свой дом".
Образ жизни в собственном доме способствует укреплению полной семьи, воспитанию гармонично развитых будущих поколений, сохранению обычаев народов, населяющих республику.
Члены полной семьи: старшее поколение, дети и внуки - связываются общностью быта и семейных традиций, ответственностью друг перед другом.
По мнению специалистов, в пригородных зонах на постоянной основе должно проживать до 30% городского населения (в основном пенсионного возраста). Для городской семьи все чаще необходимо одновременное наличие квартиры и загородного дома. Тогда старшее поколение с возрастом, уходя на пенсию, переезжает жить в пригород, уступая городское жилье молодым. С ростом доходов семьи молодое поколение может улучшить свои жилищные условия в городе. Родители и дети в свободные от работы и школьных занятий дни проживают за городом.
На фоне демографической ситуации, характерной в общем для России, демографические проблемы в сельской местности стоят особенно остро. Люди, особенно молодые, уезжают из деревни. Без закрепления и восполнения населения в сельской местности ситуация будет ухудшаться катастрофически.
Эту проблему можно решить только путем создания достойных условий для проживания в сельской местности (обеспечение дома и подсобного хозяйства), а также путем стимулирования рождаемости на селе.
Жилье для сельского жителя - это основа благополучия семьи. Добротная усадьба дает возможность расширить сельскохозяйственное производство, увеличивает привлекательность деревни и снижает миграцию активного трудоспособного населения, особенно специалистов и молодежи. Дом сельского жителя строится в расчете на то, что в нем будут жить и старшее поколение, и дети, и внуки. Так сложилось, что сельский дом обязан быть индивидуальным. Житель села не может быть совсем оторванным от земли, семья должна иметь возможность вести личное подсобное хозяйство, а также отдохнуть на природе после трудового дня.
Подпрограмма разработана в целях обеспечения жильем различных категорий граждан, прежде всего граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с использованием различных механизмов государственной поддержки: финансовой поддержки в приобретении жилья, обеспечения земельными участками для индивидуального жилищного строительства, приобретения малоэтажного жилья в рамках различных корпоративных ипотечных программ.
До настоящего времени строительство малоэтажного жилья в Республике Башкортостан велось преимущественно посредством единичной застройки индивидуальными застройщиками, в том числе и с государственной поддержкой, в рамках федеральной и республиканской целевых программ "Социальное развитие села до 2012 года", республиканской программы "Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике Башкортостан "Свой дом" на 2007 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2007 года N 408 (с последующими изменениями).
Современное состояние градостроительства и стоящие перед республикой задачи по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" требуют более системного подхода к осуществлению комплексного малоэтажного строительства.
Существенным препятствием для развития массового жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельными участками и необходимыми инфраструктурами: инженерной, транспортной и социальной.
Малоэтажное домостроение обладает рядом существенных преимуществ перед традиционным для России строительством многоэтажного жилья, а именно:
а) динамичностью: небольшие сроки запуска предприятий по производству строительных материалов, своевременное внедрение необходимых производственных мощностей;
б) экономичностью: снижение себестоимости и сроков строительства, повышение степени готовности строящихся объектов, сооружение автономных систем инженерного обеспечения возводимых поселков в виде обособленных имущественных комплексов, низкие капитало- и материалоемкость, экономия эксплуатационных затрат;