Количество ветхого и аварийного жилищного фонда за 2005 - 2009 годы выросло с 30,7 до 40,8 тыс. кв. м. При этом увеличилась и доля ветхого и аварийного жилья субрегиона в общем объеме жилищного фонда республики (с 0,008% в 2005 году до 0,01% в 2010 году).
Наибольший рост ветхого и аварийного жилья отмечен в Салаватском (с 1,0 тыс. кв. м в 2005 году до 12,2 тыс. кв. м в 2009 году) и в Нуримановском (с 2,2 до 3,6 тыс. кв. м) районах. Максимальная доля ветхого и аварийного жилья в общем объеме жилищного фонда зафиксирована в Мечетлинском и Салаватском районах (по 0,02%).
По сравнению с 2005 годом к 2010 году выросла доля ветхого и аварийного жилья в Кигинском (с 0,001 до 0,008%), Нуримановском (с 0,005 до 0,008%) и Салаватском (с 0,002 до 0,2%) районах. Незначительное снижение доли ветхого и аварийного жилья наблюдалось в Белокатайском, Дуванском, Караидельском районах - в среднем с 0,005 до 0,004%.
Ввод жилья в северо-восточных районах осуществляется преимущественно за счет строительства индивидуального жилья, доля которого в общем объеме жилищного строительства в 2009 году составила 93,08%.
В субрегионе реализуются программы по улучшению жилищных условий граждан, тем не менее развитие жилищного строительства сдерживается рядом факторов:
отсутствие территориального планирования и документации по планировке территорий населенных пунктов;
слабо развитая инженерная и транспортная инфраструктуры территорий;
недостаток или отсутствие денежных средств в местных бюджетах, неплатежеспособность населения, связанная с низким уровнем доходов;
высокая стоимость строительных материалов и, как следствие, высокие цены на жилье.
Строительство или приобретение жилья за счет получения кредита в банках не решает жилищных проблем, так как условия кредита позволяют воспользоваться им лишь определенной категории граждан с соответствующим уровнем доходов.
Основной целью жилищной политики, проводимой в субрегионе, является создание условий для повышения уровня доступности жилья для местного населения.
Чтобы достичь указанной цели, необходимо провести ряд мероприятий:
4.2.3.1. Совершенствование системы обеспечения населения жильем на основе:
развития ипотечного кредитования путем сокращения первоначального взноса с 30 до 10%;
снижения процентной ставки по кредиту;
предоставления льготного периода сроком от года до пяти лет (освобождая в этот период от уплаты по ипотеке, давая возможность семьям накопить деньги на выплату ипотеки в будущем);
использования системы строительных сбережений по финансированию жилищного строительства;
предоставления налоговых льгот для предприятий, внедряющих новые технологии и использующих местные строительные материалы;
подготовки земельных участков с инженерной и транспортной инфраструктурами.
4.2.3.2. Увеличение объемов жилищного строительства за счет:
упрощения процедуры оформления земельных участков;
использования типовых проектов для снижения себестоимости жилья;
распределения жилья, перешедшего в собственность муниципалитетов и находящегося в государственном жилищном фонде, между работниками бюджетной сферы и малоимущими;
активное участие предприятий-работодателей в строительстве служебного жилья, предоставляемого по договору социального найма;
создание кооперативов с участием государства, предприятий и граждан, нуждающихся в жилье, которым земля предоставляется бесплатно;
внедрение новых современных технологий для массового производства быстровозводимых жилых домов.
4.2.3.3. Улучшение условий жизни населения, включающее:
строительство экологичного и ресурсосберегающего жилья;