Использование кластерных технологий является действенным инструментом решения задач ускорения социально-экономического роста. Выгода в формировании и развитии конкурентоспособных кластеров очевидна для всех их потенциальных участников: снижение издержек производства и сбыта продукции, совместная закупка и использование оборудования, сокращение транспортных расходов, сокращение трансакционных издержек, экономия на совместной рекламе, государственная поддержка (налоговые льготы, инвестиции), увеличение инновационной активности предприятий (обмен ноу-хау, совместные исследования и др.). Для муниципальных образований выгода проявляется в увеличении доходов местных бюджетов северо-восточных районов за счет роста налоговых поступлений, повышении конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности северо-восточных районов, создании новых рабочих мест и др. Для научных учреждений и образовательных организаций данная выгода заключается в расширении возможностей внедрения результатов исследований на практике, возможности участия в крупномасштабных инвестиционных проектах, привлечении внебюджетных средств за разработку проектной документации, повышении уровня квалификации кадров и качества подготовки специалистов. Для финансовых учреждений такая выгода заключается в предоставлении кредитов под крупномасштабные инвестиционные проекты, участии в реализации кластерных проектов.
Именно поэтому необходимо использовать зарубежный опыт повышения конкурентоспособности экономики, что отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (с изменением, внесенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 1121-р), Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370, государственной программе "Стимулирование инновационной деятельности в Республике Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 марта 2011 года N 55 (с последующими изменениями).
В северо-восточном субрегионе республики имеется положительный опыт объединения хозяйствующих субъектов в лесопромышленном комплексе, использование которого позволит сообща решать проблемы и добиться заметных результатов в развитии. Так, в Караидельском районе благодаря объединению предпринимателей в союз лесопромышленников Караидельского района "КАСОЛ" были достигнуты устойчивые темпы роста производства продукции лесопромышленного комплекса и динамика финансово-экономических показателей. В перспективе такой союз лесопромышленников района может перерасти в межмуниципальный кластер.
В целом предпосылки формирования кластеров в северо-восточных районах Республики Башкортостан являются позитивными исходя из имеющегося кластерного потенциала (см. подраздел 2.3).
В числе факторов, препятствующих реализации кластерного потенциала субрегиона, следует отметить:
разрозненность хозяйствующих субъектов;
недостаточную информированность бизнеса и администраций муниципальных образований о кластерных технологиях экономического развития;
отсутствие крупных промышленных предприятий;
отсутствие филиалов образовательных организаций высшего образования и дефицит высококвалифицированных кадров;
нехватку финансовых ресурсов для развития бизнеса и др.
Целью формирования и развития кластеров в северо-восточных районах Республики Башкортостан является содействие повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов субрегиона на основе стимулирования и поддержки кластерных инициатив в соответствии с принципами государственно-частного партнерства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
4.3.8.1. Оказание организационной, методической, аналитической и информационной поддержки кластерных инициатив, направленное на стимулирование формирования и развития кластеров, а также на ускорение процессов кластеризации. Создание аналитической базы и методического обеспечения, а также реализация системы мероприятий по информационной поддержке являются первоочередными действиями в создании благоприятных условий для формирования и развития кластеров.
4.3.8.2. Вовлечение кластерных инициатив северо-восточных районов в реализацию приоритетных кластерных проектов Республики Башкортостан. Администрациям муниципальных районов северо-востока республики необходимо активизировать взаимодействие с республиканскими органами исполнительной власти по вопросам создания и развития региональных и межмуниципальных кластеров, в особенности приоритетных для Республики Башкортостан: лесопромышленного и туристско-рекреационного кластеров, что позволит ускорить процессы кластерообразования в северо-восточных районах и содействовать тем самым повышению конкурентоспособности экономики субрегиона.
4.3.8.3. Повышение эффективности взаимодействия муниципальных и региональных органов управления, бизнеса, научных учреждений и образовательных организаций.
Решение проблемы недостаточного уровня взаимодействия бизнеса, муниципальных и республиканских органов исполнительной власти, образовательных организаций в северо-восточных районах Республики Башкортостан обусловлено необходимостью консолидации усилий по наращиванию экономического потенциала субрегиона, повышению эффективности его использования.