Действующий

О СРЕДНЕСРОЧНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 16.07.2015)

4.3.6. Развитие системы кадрового обеспечения, научно- образовательного комплекса и системы научного  обеспечения деятельности АПК


Основным фактором реализации стратегии устойчивого роста является наличие мощного и постоянно развивающегося научного, кадрового и инновационного потенциалов.

Развитие местного самоуправления в современных условиях невозможно без высококвалифицированных кадров. Высокий профессионализм муниципальных служащих определяет не только социально-экономическое состояние муниципального образования, но и укрепляет доверие населения к власти в целом, повышает результативность деятельности органов местного самоуправления.

Анализ кадрового состава органов местного самоуправления северо-восточных районов Республики Башкортостан позволяет выявить следующие положительные тенденции:

за исследуемый период (с 2005 по 2010 год) наблюдается увеличение среднемесячной заработной платы муниципальных служащих по сравнению со среднемесячной заработной платой в целом по району (превышение составляет в среднем 30%). По состоянию на 2010 год наиболее высокая среднемесячная заработная плата муниципальных служащих отмечалась в Аскинском районе - 21,5 тыс. рублей, наиболее низкая - в Караидельском районе: 10,2 тыс. рублей;

доля муниципальных служащих, имеющих высшее образование, в общей численности муниципальных служащих северо-восточных районов в среднем превышает 80%. Существенного снижения в динамике данного показателя не наблюдается, что говорит об эффективности подбора кадрового состава муниципальной службы и о наличии определенного потенциала для повышения эффективности деятельности местной власти;

процент муниципальных служащих, успешно прошедших аттестацию, на протяжении всего исследуемого периода является высоким и неизменно составляет 100% по всем анализируемым муниципальным образованиям.

Среди негативных тенденций развития кадрового потенциала анализируемых муниципальных образований необходимо отметить следующие:

высокий средний возраст муниципальных служащих. Преобладают специалисты в возрасте от 41 до 50 лет (в среднем 30 - 35% от общего числа муниципальных служащих), расширяется категория лиц в возрасте от 51 до 60 лет, количество муниципальных служащих в возрасте до 30 лет остается достаточно низким (в среднем 3 - 5%). Наибольшее количество молодых специалистов отмечено в Аскинском районе - 13% от общего числа;

отсутствие эффективной системы повышения квалификации муниципальных служащих. Ежегодно количество сотрудников, получивших дополнительное образование, не превышает 1 - 2% от общего числа муниципальных служащих. Сложившаяся тенденция свидетельствует об отсутствии системы дополнительной подготовки специалистов органов местного самоуправления северо-восточных районов Республики Башкортостан;

отрицательная динамика расходов бюджетов муниципальных образований на содержание муниципальных служащих. За анализируемый период наблюдается снижение данного вида расходов в среднем на 20 - 30%. Среднее значение расходов на содержание муниципальных служащих в расчете на 1 жителя по данным 2010 года составляет 1200 рублей, что на 30% меньше, чем в аналогичном периоде 2008 года.

Таким образом, ключевыми проблемами развития кадрового потенциала северо-восточных районов Республики Башкортостан являются:

низкая мотивация кадрового состава ввиду незначительной разницы в средней заработной плате различных категорий должностей;

отсутствие эффективной системы переподготовки и повышения квалификации кадров;

отсутствие взаимосвязи с образовательными организациями высшего образования, занимающимися подготовкой специалистов в области государственного и муниципального управления;

неэффективное использование возможностей кадрового резерва муниципальных служащих.

Целью развития кадрового потенциала местного самоуправления северо-восточных районов Республики Башкортостан является повышение эффективности системы подготовки, отбора, повышения квалификации и создания резерва муниципальных служащих.

Целью развития системы научного обеспечения деятельности АПК является повышение эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо комплексное решение следующих задач:

4.3.6.1. Формирование системы повышения квалификации работников органов местного самоуправления путем:

проведения конкурса среди образовательных организаций Республики Башкортостан на обучение муниципальных служащих;

организации курсов повышения квалификации по направлениям деятельности органов местного самоуправления северо-восточных районов Республики Башкортостан.

4.3.6.2. Разработка комплекса мер по оптимизации системы мотивации муниципальных служащих посредством:

проведения социологического исследования в целях определения оптимальной мотивационной политики администрации;

разработки комплекса мер, направленных на повышение мотивации муниципальных служащих.

4.3.6.3. Повышение эффективности работы с кадровым резервом муниципальных служащих. Решение поставленной задачи возможно путем комплексной реализации следующих мероприятий:

организации взаимодействия с ведущими образовательными организациями высшего образования Республики Башкортостан в целях внесения информации о лучших выпускниках в базу данных кадрового резерва;

создания единой базы данных кадрового резерва северо-восточных районов Республики Башкортостан.

4.3.6.4. Совершенствование системы проведения аттестации и контроля квалификации муниципальных служащих.