ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РАСХОДОВ сводного бюджета территорий северо-восточного субрегиона Республики Башкортостан в 2006 - 2010 годах, %
Статьи расходов | Динамика значений показателя по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Общегосударственные вопросы | 10,4 | 11,3 | 11,0 | 8,4 | 10,8 |
Национальная оборона | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,0 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Национальная экономика | 0,7 | 1,4 | 2,6 | 5,5 | 0,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 4,0 | 2,5 | 7,2 | 4,2 | 2,2 |
Охрана окружающей среды | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Образование | 49,7 | 49,2 | 49,0 | 51,2 | 56,0 |
Культура, кинематография и СМИ | 5,7 | 6,1 | 5,6 | 6,5 | 6,7 |
Здравоохранение и спорт | 10,4 | 10,4 | 9,4 | 11,2 | 12,5 |
Социальная политика | 2,3 | 4,0 | 5,0 | 4,8 | 5,7 |
Межбюджетные трансферты | 16,5 | 12,9 | 10,0 | 7,9 | 5,6 |
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
В качестве приоритетов расходования бюджетных средств по районам, находящимся на северо-востоке республики, поддерживаются следующие статьи расходов (в разрезе отдельных районов):
образование - в размере от 44 - 55% (2006 год) до 53 - 60% (2010 год) расходной части бюджета территорий при изменении доли образования в сводном бюджете северо-востока Республики Башкортостан с 49,0 до 56,0%;
здравоохранение, физическая культура и спорт, а также социальная политика, финансируемые в диапазоне от 10 - 17% (2006 год) до 16 - 21% (2010 год).
При этом доля расходов бюджетов на национально значимую отрасль "Здравоохранение и спорт" до 2009 года была сопоставима или даже ниже общегосударственных расходов. Произошедшее с 2009 года увеличение доли расходов на социально значимые отрасли: образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт - носит структурный характер, хотя в общей оценке социальные приоритеты при формировании и расходовании бюджетных средств рассматриваемых районов остаются неизменными.
Преемственность социальной направленности бюджетных расходов, составляющих около 3/4 общего объема расходной части сводного бюджета территорий северо-восточного субрегиона, была сохранена и в кризисных условиях развития экономики территорий. Вне зависимости от экономической ситуации объемные и динамические параметры финансового обеспечения социально-культурной сферы, а также суммарная доля направляемых в эти отрасли бюджетных средств имели некоторую тенденцию к росту; капитальные расходы бюджетов территорий северо-востока Республики Башкортостан в 2010 году составили 45,1 млн. рублей (1,5% от общего объема бюджетных расходов).
При этом:
в период с 2006 по 2010 год динамика капитальных расходов бюджета имела разнонаправленную тенденцию, но в 2010 году их объем был снижен практически по всем северо-восточным районам республики. За 2008 - 2010 годы общее снижение составило 4,2 раза (с 187,0 млн. рублей до 45,1 млн. рублей);
наибольшие объемы инвестирования отмечались в Аскинском (2008 год), Кигинском и Нуримановском (2009 год) районах.
Капитальные расходы бюджета представляют собой часть его расходов, обеспечивающих развитие социальной сферы и формирование инновационного импульса развития экономики. Анализ доли капитальных расходов, финансируемых из бюджетов территориальных образований (таблица 1.6.7), показал, что собственных бюджетных ресурсов для поддержки и реализации инвестиционных проектов в северо-восточных районах Республики Башкортостан явно недостаточно.
В целом в рассматриваемый период для северо-восточных районов было характерно опережение темпов роста реальных расходов бюджета над их доходной частью вне зависимости от разнонаправленной динамики данных показателей в отдельные годы.