Действующий

О СРЕДНЕСРОЧНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 16.07.2015)


Таблица 4.2.7.1

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ОБЪЕКТАМИ физической культуры и спорта северо-восточных районов республики на 1 января 2010 года <7>

________________

<7> Количественные показатели по спортивным сооружениям Республики Башкортостан в разрезе городских округов и муниципальных районов по состоянию на 1 января 2010 года://http://www.mmpsrb.ru/physical_culture_and_sports/ statistika.php.

Наименование северо-восточного района Республики Башкортостан

всего

Количество спортивных сооружений, в том числе:

спортзалы

плоскостные спортивные сооружения

бассейны

стадионы с трибунами (единицы)

лыжные базы (единицы)

другие спортивные сооружения (единицы)

единицы

% <*>

единицы

%

единицы

%

Республика Башкортостан

10 473

3 347

46

5 729

97

135

11

45

284

926

Аскинский

100

31

54

65

453

1

14

-

1

2

Белокатайский

44

21

64

23

495

-

-

-

-

-

Дуванский

135

40

67

76

182

-

-

2

3

14

Караидельский

101

37

59

58

199

-

-

-

2

4

Кигинский

52

26

42

21

99

1

5

-

-

4

Мечетлинский

73

26

63

45

71

1

11

-

-

1

Нуримановский

115

24

60

71

273

-

-

-

3

17

Салаватский

106

36

66

65

302

1

17

1

2

1

________________     

<*> Рассчитывается с учетом федеральных нормативов по физической культуре и спорту.

По количеству проводимых культурно-массовых мероприятий районы северо-востока республики в основном занимают середину рейтинга всех муниципальных районов Республики Башкортостан. По удельному весу мероприятий, проведенных на 1000 человек населения, районы субрегиона занимают в рейтинге следующие места: Аскинский - 32-е место (511,5), Белокатайский - 34-е место (501,0), Дуванский - 24-е место (613,3), Караидельский - 29-е место (565,8), Кигинский - 26-е место (602,3), Мечетлинский - 23-е место (614,6), Нуримановский - 16-е место (712,7), Салаватский - 40-е место (487,5).

Финансирование мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации по сравнению с отраслью физической культуры и спорта во всех районах субрегиона характеризуется незначительным колебанием в количестве средств, выделяемых на данную отрасль в период 2006 - 2010 годов. Так, Аскинский, Белокатайский, Дуванский, Нуримановский и Мечетлинский районы сократили расходы местных бюджетов на культуру и средства массовой информации (Аскинский - с 6,09 до 5,47%, Белокатайский - с 6,98 до 6,37%, Дуванский - с 5,20 до 5,12%, Нуримановский - с 5,13 до 5,62%, Мечетлинский - с 9,06 до 6,89%). В остальных районах произошло увеличение доли бюджетных средств, выделяемых на данную отрасль: в Караидельском - с 5,30 до 6,08%, Кигинском - с 4,68 до 5,83%, Салаватском - с 5,13 до 5,62%. Основные расходы в данной отрасли направляются на организацию досуга и обеспечение населения услугами организаций культуры, а также организацию библиотечного обслуживания (59,3 - 75,8% и 15,8 - 29,3% по всем районам в 2010 году). Другие расходы составляют порядка 2,5 - 9,2%. Расходы по охране и сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и расходы по организации условий и мест массового отдыха жителей в большинстве районов не предусмотрены.

Ситуация в области развития физической культуры и спорта в районах северо-востока республики характеризуется также спецификой участвующего населения. Согласно статистическим данным за 2009 год, количество населения, регулярно занимающегося спортом, снизилось по сравнению с 2005 годом в пяти из восьми районов. Только в Дуванском (с 30,3 до 34,3%), Караидельском (с 32,0 до 34,3%) и Салаватском (с 22,7 до 31,3%) районах численность населения, регулярно занимающегося спортом, выросла за период с 2005 по 2010 год. В среднем по северо-восточным районам в 2010 году этот показатель достиг 30,8% всего населения и остался практически постоянным с 2005 года. По республике этот показатель составляет 30,6%.

Несмотря на достаточно высокие показатели, характеризующие развитие отрасли культуры, физической культуры и спорта в северо-восточном субрегионе, имеется также ряд общих проблем:

слабая материально-техническая база существующих учреждений, многие из которых нуждаются в реконструкции, капитальном ремонте, оснащении необходимым оборудованием;

необходимость осуществления мер в области кадровой политики, направленной на привлечение молодых специалистов, социальную поддержку работающих в данной сфере;

ухудшение физического развития, рост заболеваемости среди населения;

низкий уровень финансирования мероприятий по физической культуре и спорту. По расходам бюджета статьи по физической культуре и спорту и здравоохранению на протяжении 2006 - 2010 годов составляли от 7 до 15% общего объема бюджета муниципального образования. При этом собственно на расходы по обеспечению условий для развития физической культуры и спорта из данной строки бюджета выделялось в среднем до 2,7%, на прочие расходы в области здравоохранения и спорта - до 6%. В 2010 году расходы на здравоохранение и спорт всех районов составляли от 8,99% (Салаватский район) до 13,07% (Дуванский район), собственно на расходы по обеспечению условий для развития физической культуры и спорта - от 0,02% (Белокатайский район) до 2,06% (Салаватский район). Для трех районов: Дуванского, Мечетлинского, Белокатайского - в 2006 - 2010 годах характерно постепенное снижение доли затрат на физическую культуру, для остальных - небольшой рост указанных расходов.

Целями развития сферы физической культуры, спорта и культуры являются создание условий и обеспечение равных возможностей для организованного досуга населения.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

4.2.7.1. Развитие инфраструктуры отраслей физической культуры, спорта и культуры на основе:

строительства и введения в эксплуатацию новых объектов в связи с несоответствием количества объектов физической культуры, спорта и культуры имеющимся потребностям;

реконструкции и капитального ремонта существующих и нуждающихся в этом объектов. Вследствие недостаточного финансирования, длительных сроков эксплуатации и других причин существующие объекты характеризуются ветхостью зданий, износом оборудования и т.д.

4.2.7.2. Укрепление базы материально-технического оснащения отраслей в муниципальных районах по профилям деятельности, включая обновление устаревшего и приобретение нового современного оборудования, аппаратуры, костюмов, что позволит решить проблему повышения качества предоставляемых услуг, расширения их ассортимента, внедрения новых направлений деятельности. Выполнение задач обеспечит более высокий уровень организации досуга, повысит привлекательность и доступность услуг для широких масс населения, сократит отток молодых специалистов в другие отрасли.

4.2.7.3. Привлечение и закрепление в муниципальных районах высококвалифицированных кадров. Расширение сети спортивных и культурно-досуговых учреждений, модернизация существующих, в целом развитие инфраструктуры отдыха и развлечений требуют привлечения соответствующего кадрового состава. Решение задачи включает следующие направления:

повышение профессионального уровня работников на основе организации прохождения курсов повышения квалификации;

привлечение новых квалифицированных кадров в действующие и создаваемые культурно-досуговые и спортивные учреждения.

4.2.7.4. Содействие развитию молодежного предпринимательства.

4.2.7.5. Поддержка центров молодежного инновационного творчества по модели FAB LAB.