Действующий

О СРЕДНЕСРОЧНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 16.07.2015)

1.8.2. Ключевые проблемы северо-восточных районов Республики Башкортостан


Среди проблем северо-восточных районов республики ключевыми являются следующие:

а) в социальной сфере:

низкие доходы населения и, как следствие, высокий уровень бедности. Номинальная среднемесячная заработная плата в 1995 - 2010 годах была устойчиво на 30 - 50% ниже среднереспубликанского уровня (в Белокатайском районе - на 30%, в Мечетлинском районе - почти на 50%);

отток населения в другие регионы страны, прежде всего, в Уфу, Екатеринбург, Челябинск, города Севера (миграционная убыль населения только за 2008 - 2009 годы составила 875 человек при положительных тенденциях в целом по Республике Башкортостан), что свидетельствует об отсутствии достаточных условий для жизнедеятельности населения в северо-восточных районах республики;

естественная убыль населения, которая в 2009 году составила 100 человек при положительных тенденциях в целом по республике. Отрицательным моментом в воспроизводстве населения северо-восточных районов является низкая обеспеченность населения больничными койками и врачами (практически по всем районам в 2,0 раза меньше, чем в среднем по республике);

высокий уровень безработицы, значительно превышающий в отдельных северо-восточных районах среднереспубликанский уровень (в Белокатайском районе - почти в 2,0 раза, в Дуванском районе - в 1,4 раза, в Кигинском и Аскинском районах - в 1,3 раза).

Социальные проблемы в северо-восточных районах Башкортостана выражены более остро, чем по республике в целом, что обусловлено низким уровнем экономического развития субрегиона, в том числе недостаточным количеством конкурентоспособных предприятий как в промышленности, так и в сфере услуг, неразвитостью инфраструктуры, прежде всего, логистической и энергетической, низким уровнем развития малого предпринимательства и др.;

б) в экономической сфере:

низкие объемы инвестиций в основной капитал на душу населения (в 1,5 - 3,4 раза ниже среднереспубликанского уровня). Удаленность от крупных городов, неразвитость логистической инфраструктуры снижают инвестиционную привлекательность северо-восточных районов Республики Башкортостан;

отсутствие крупных промышленных предприятий и предприятий сферы услуг, а также городского промышленного центра является сдерживающим фактором социально-экономического развития субрегиона;

кризисное состояние сельского хозяйства, одной из структурообразующих отраслей регионального народнохозяйственного комплекса северо-восточных районов Республики Башкортостан. В последние 10 лет наблюдается устойчивая тенденция к снижению объемов производства зерна и зернобобовых культур. В результате за рассматриваемый период доля северо-восточных районов в республиканском сельскохозяйственном производстве сократилась на 2,0% (с 8,2% в 2000 году до 6,2% в 2010 году).

Сельскохозяйственное производство характеризуется низкой конкурентоспособностью в связи с неудовлетворительным состоянием материально-технической базы и финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Продолжается снижение плодородия почв из-за сокращения внесения органических удобрений. Низким остается уровень оплаты труда. Большинство сельхозорганизаций испытывают недостаток собственных средств для сезонного финансирования своей деятельности;

недостаточное количество предприятий по глубокой переработке лесных ресурсов, препятствующее наиболее рациональному использованию расчетной лесосеки и имеющихся ресурсов древесины.

Расчетная лесосека на протяжении длительного времени используется менее чем на 20%. В результате накоплено большое количество спелой и перестойной древесины (преимущественно мягколиственной), что увеличивает пожароопасность и снижает качественные параметры древесины;

инфраструктурные проблемы, в том числе неразвитость дорожной инфраструктуры (автомобильной и железнодорожной). Недостаточное количество для роста экономической активности автомобильных и железных дорог увеличивает издержки и время по доставке грузов, отрицательно сказывается на объемах грузо- и пассажирооборота, который в несколько раз ниже, чем в среднем по республике, и имеет тенденцию к дальнейшему снижению;

в) в сфере экологии:

высокий уровень захламленности рек топляком древесины вследствие использования практики молевого сплава;

несоответствие имеющейся системы очистных сооружений требованиям охраны окружающей среды;

г) в сфере муниципального управления:

дефицит высокообразованных кадров в системе местного самоуправления;

низкий уровень межмуниципального взаимодействия (отсутствие совместных предприятий).