Действующий

О СРЕДНЕСРОЧНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 16.07.2015)

4.2.2. Развитие транспортной инфраструктуры      


Транспортная инфраструктура северо-восточных районов является неотъемлемым звеном единой транспортной системы Республики Башкортостан и Российской Федерации. От ее функционирования во многом зависит социально-экономическое развитие северо-восточных районов, поскольку эффект проявляется как в увеличении валового выпуска продукции, так и в снижении промежуточного потребления в сопряженных отраслях экономики.

Расширение сети дорог обеспечит повышение транспортной доступности удаленных от г. Уфы муниципальных образований субрегиона, снижение транспортных издержек, развитие экономики. Как следствие, данный процесс будет способствовать вовлечению северо-восточных районов в активный экономический оборот в результате достижения территориального единства Башкортостана. Развитие транспортной инфраструктуры на северо-востоке республики будет способствовать повышению качества жизни местного населения.

Основным видом обеспечения грузо- и пассажироперевозок в северо-восточных районах Республики Башкортостан является автомобильный транспорт. Общая протяженность сети автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значений составляет 1992,6 км. Средняя обеспеченность субрегиона автомобильными дорогами с твердым покрытием составляет 85%. При этом преобладают дороги III и IV категорий.

Наиболее крупными автомобильными дорогами транспортной сети северо-восточного субрегиона являются: федеральная трасса М5 Москва - Самара - Уфа - Челябинск (Салаватский район) (по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти); автомобильные дороги межмуниципального сообщения Бирск - Тастуба - Сатка, Кропачево - Месягутово - Ачит, Малояз - Верхние Киги - Новобелокатай - Ункурда, Большеустьикинское - Новобелокатай, Уфа - Благовещенск - Бирск - Мишкино - Караидель (Караидельский район), Иглино - Красная Горка - Павловка (Нуримановский район) и др.

На юге Салаватского района проходит линия железной дороги Уфа - Челябинск. В целом железнодорожная транспортная сеть в северо-восточных районах республики неразвита.

В числе положительных тенденций развития транспортной инфраструктуры северо-восточных районов в 2005 - 2009 годах следует отметить увеличение доли дорог с твердым покрытием с 79% до 85,9%, что на 6% выше, чем в среднем по Республике Башкортостан. Самое высокое значение этого показателя в Мечетлинском районе (92%), наименьшее - в Аскинском районе (53,9%).

Ключевыми проблемами развития транспортной инфраструктуры северо-восточных районов Республики Башкортостан являются следующие:

отсутствие территориального единства северо-восточных районов с остальной территорией Республики Башкортостан, устойчивой автомобильной связи с соседними регионами;

большой процент износа имеющихся дорог и, как следствие, высокая необходимость в проведении их капитального ремонта;

недостаточное количество мостов, мостовых переходов и пешеходных мостов;

отсутствие железных дорог при значительной удаленности субрегиона от железнодорожных станций;

низкие показатели грузо- и пассажирооборота вследствие недостаточного уровня социально-экономического развития и неразвитости сферы транспортных услуг (относительно 2005 года грузооборот в северо-восточных районах республики сократился на 25% с 31,2 млн. т/км до 23,5 млн. т/км при сокращении доли в общереспубликанском грузообороте с 0,83% до 0,78%);

отсутствие воздушного сообщения с г. Уфой, городами республики, соседними регионами (отсутствие аэропорта местного значения).

Целью развития транспортной инфраструктуры северо-восточного субрегиона является обеспечение эффективного перемещения и распределения товарно-материальных потоков, сокращения транспортных издержек, в том числе за счет строительства новых и реконструкции имеющихся автомобильных дорог, отвечающих требованиям экономического роста и повышения качества жизни населения.

Достижение поставленной цели может быть обеспечено посредством решения следующих задач:

4.2.2.1. Расширение сети межмуниципальных и местных автомобильных дорог. Автодорожная сеть территории требует дальнейшего развития и строительства автодорог, связывающих крупные населенные пункты с районными центрами. В числе приоритетных - проекты по строительству межмуниципальных автодорог Бирск - Тастуба - Сатка на участке "Обход с. Месягутово" протяженностью 9,1 км и Кирзя - Атняш протяженностью 43,4 км и др.

Вследствие недостаточно развитой сети дорог, обеспечивающих местное сообщение северо-восточных районов, необходимо увеличение объемов их строительства.

Актуальным является строительство подъездных дорог к сельским населенным пунктам, не имеющим круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также внутрипоселковых дорог.

4.2.2.2. Строительство мостов, мостовых переходов и пешеходных мостов в целях более рациональной организации перевозок грузов и пассажиров. При этом могут быть достигнуты:

сокращение расстояний перевозок и времени пребывания в пути грузов и пассажиров;

повышение безопасности движения;

ликвидация сезонных перерывов в движении.

4.2.2.3. Повышение качества и пропускной способности автодорог для обеспечения высокоскоростных автоперевозок и наиболее полного удовлетворения современных требований, предъявляемых к условиям перевозок. Для решения задачи необходима реализация следующих мероприятий:

а) ремонт и реконструкция действующих автомобильных дорог. С учетом высокого износа имеющихся в северо-восточном субрегионе дорог, затрудняющих перевозку пассажиров и грузов, в числе приоритетных:

реконструкция и расширение федеральной трассы М5 Москва - Самара - Уфа - Челябинск (на участке Уфа - Челябинск) (по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти). Данная дорога имеет исключительную важность не только для большинства северо-восточных районов республики, но и для Российской Федерации в целом;

реконструкция автомобильной дороги Большеустьикинское - Новобелокатай на участке км 60,90 - км 64,74;

ремонт автомобильной дороги Кропачево - Месягутово - Ачит на участке км 131 + 200 - км 141 + 500 (обход с. Большеустьикинского);

ремонт автомобильной дороги Малояз - Верхние Киги - Новобелокатай - Ункурда на участке км 10,0 - км 13,0;