Интенсификация социально-экономического развития северо-восточных районов республики невозможна без создания эффективной системы привлечения инвестиций.
Вместе с тем в развитии инвестиционной деятельности северо-восточных районов Республики Башкортостан необходимо отметить следующие тенденции:
крайне низкий уровень привлечения инвестиций в расчете на душу населения, составивший в период 2005 - 2010 годов в среднем по северо-восточным районам 38,4% относительно среднего уровня по республике. Наибольшие значения показателя отмечены в Аскинском (54,4%), Дуванском (48,1%) и Белокатайском (47,3%) районах, в то время как наименьшие уровни инвестирования наблюдались в Мечетлинском (30,7%) и Кигинском (37,4%) районах;
снижение объемов инвестирования в 2009 - 2010 годах вследствие влияния мирового финансового кризиса до 71,4% и 75,8% от уровня предыдущего года соответственно;
неблагоприятная структура источников инвестирования крупных и средних предприятий, сложившаяся в 2009 году. Так, доля бюджетных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий и организаций составила 59,3% против 22,3% в целом по республике. При этом в Кигинском районе значение показателя равнялось 95,8%, в Аскинском районе - 84,1%, в Дуванском районе - 69,6%. Относительно низкая доля бюджетных инвестиций наблюдалась лишь в Нуримановском (14,5%) и Салаватском (29,2%) районах;
динамика средств, предусмотренных в рамках республиканской адресной инвестиционной программы на развитие северо-восточных районов Республики Башкортостан в период 2005 - 2011 годов колебалась от 1,97% до 11,1% от всей суммы затрат на реализацию программы, составив в среднем за рассмотренный период 4,1%. Приоритетными направлениями бюджетного инвестирования являются объекты социальной сферы (образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры);
недостаточно развито государственно-частное партнерство в инвестиционной сфере. Так, из 25 муниципальных районов Республики Башкортостан, создавших залоговые фонды для предоставления обеспечений по кредитам предприятий АПК перед кредитными учреждениями на общую сумму 712,0 млн. рублей и выдавших обеспечений из муниципальных залоговых фондов на сумму 160,8 млн. рублей, на северо-востоке Республики Башкортостан созданы только 2 муниципальных залоговых фонда: в Аскинском (131,6 млн. рублей) и Нуримановском (20,0 млн. рублей) районах. В виде поручительства для предприятий АПК предусматривались гарантии в Дуванском районе на сумму 8,0 млн. рублей;
вследствие низкой инвестиционной активности субъектов экономической деятельности и социальной направленности бюджетных инвестиций значительного развития экономической сферы северо-восточных районов не происходит: их доля в общем объеме отгруженной продукции по всем видам экономической деятельности в 2009 году составила только 2,4% при доле проживающего населения 4,9% и занимаемой площади 14,38%.
Основными причинами отрицательных тенденций в развитии инвестиционной сферы северо-востока республики являются следующие:
сложившаяся отсталость региона, обусловленная удаленностью от промышленных центров республики, низкой доходностью сельскохозяйственной и лесозаготовительной деятельности, являющейся специализацией территорий;
низкая инвестиционная привлекательность региона вследствие несформированного инвестиционного имиджа территорий, информационной закрытости об имеющемся инвестиционном потенциале северо-востока;
недостаточное развитие инвестиционной инфраструктуры;
низкий уровень доходов населения, обусловливающий низкий инвестиционный спрос.
Основной целью развития субрегиона в инвестиционной сфере является привлечение инвестиционных ресурсов, способствующих повышению конкурентоспособности экономики и качества жизни населения северо-восточных районов в соответствии со стратегическими приоритетами развития Республики Башкортостан.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
4.3.1.1. Определение приоритетных направлений инвестирования в соответствии со стратегическими целями территориального развития. Инвестиционные приоритеты муниципальных образований северо-восточных районов Республики Башкортостан должны быть четко взаимосвязаны с заявленными приоритетами среднесрочных программ развития муниципальных образований, а также с рассмотренными в Программе комплексными стратегическими направлениями развития территорий и республики в целом. Корректировка мер государственной поддержки в направлении стимулирования притока инвестиционных ресурсов по приоритетным направлениям инвестирования будет способствовать достижению поставленных в Программе целей и обеспечит экономическое развитие данной территории.
4.3.1.2. Формирование узнаваемого имиджа, повышающего инвестиционную привлекательность северо-восточных районов республики. Недостаточная информационная открытость инвестиционных возможностей муниципальных образований субрегиона, отсутствие доступной и полной информации об имеющихся инвестиционных площадках и льготах территорий, условиях инвестирования и особенностях системы сопровождения инвестиционных проектов, недостаточное внимание муниципальных образований к вопросам привлечения инвестиций привели к тому, что северо-восточные районы имеют самую низкую инвестиционную обеспеченность в республике.
В условиях конкурентной борьбы территорий за инвестиционные ресурсы формирование привлекательного для инвестора имиджа является одним из основных факторов, способствующих трансформации инвестиционного потенциала в инвестиционные ресурсы. Создание привлекательного имиджа субрегиона предполагает использование разнообразных инструментов территориального маркетинга, предусматривающего:
а) разработку бренда северо-восточного региона, программ поддержки имиджа, выпуск рекламно-полиграфической продукции, щитовой рекламы, оформление выставочных экспозиций;
б) активное сотрудничество республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан с федеральными органами власти, информационными агентствами, СМИ и другими субъектами, формирующими благоприятное общественное мнение о регионе, в целях закрепления в общественном сознании имиджевых особенностей территории;
в) создание геоинформационной системы, предусматривающей социально-экономическую, ресурсно-климатическую, культурно-историческую, инфраструктурную, рекреационную типологизацию территорий северо-восточного региона с выделением индустриальных, инфраструктурно обустроенных и "зеленых" инвестиционных площадок;
г) развитие системы и механизмов информационного обеспечения участников инвестиционных процессов в части оперативного предоставления достоверной, высококвалифицированной и рекламно оформленной информации по вопросам:
республиканской и муниципальной нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие инвестиционной деятельности, ее преимущества по сравнению с нормативной правовой базой других муниципальных образований Республики Башкортостан и иных субъектов Российской Федерации;
имеющихся инвестиционных проектов и бизнес-предложений через региональную сеть интернет-ресурсов, выпуск рекламно-полиграфической продукции, компакт-дисков и т.п.;
д) предоставление населению максимально полной информации о реализуемой инвестиционной стратегии, достигнутых успехах, стимулирование заинтересованности населения в успешном развитии субрегиона;
е) формирование комплексных межмуниципальных и межрегиональных инвестиционных проектов в целях участия в мероприятиях инвестиционной направленности, проводимых федеральными органами государственной власти, институтами развития Российской Федерации, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Торгово-промышленной палатой Республики Башкортостан, Ассоциацией российских банков, отраслевыми союзами предпринимателей, зарубежными финансовыми институтами;
ж) проведение специализированных культурных мероприятий, представляющих интерес для широкой целевой аудитории за пределами региона; мероприятий, рекламирующих особенности его культурного потенциала, и т.п.
4.3.1.3. Создание эффективной системы разработки и сопровождения инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития северо-восточных районов. Для повышения эффективности привлечения инвестиций необходимо совершенствование институциональной инфраструктуры сопровождения инвестиционных проектов за счет скоординированного взаимодействия всех участников инвестиционного процесса, концентрации инвестиционных ресурсов на приоритетных для региона направлениях. В целях развития инвестиционной инфраструктуры территории целесообразно возложить на ОАО "Корпорация развития Республики Башкортостан" следующие функции в рамках реализации инвестиционных проектов данного региона: