Действующий

О СРЕДНЕСРОЧНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 16.07.2015)

Рис. 4.1.6.1. Позиционирование северо-восточных районов по уровню развития СМСП в 2010 году


Одним из приоритетных направлений развития северо-восточных районов республики является сельское хозяйство, вклад в развитие которого КФХ в настоящее время (5,6%) в среднем выше, чем по республике (4,9%). Наибольшие доли КФХ в производстве продукции сельского хозяйства наблюдались в 2009 году в Дуванском (9,3%) и Аскинском (7%) районах, что свидетельствует о достаточно высокой распространенности и эффективности функционирования указанных хозяйств. Этот вывод подтверждается и данными об удельном весе КФХ северо-восточных районов в объеме производства продукции сельского хозяйства, валовом сборе зерновых и зернобобовых, валовом сборе картофеля КФХ республики, в 2009 году составившими 10,5%, 8,7% и 5,7% соответственно. В то же время предельно мал удельный вес КФХ северо-востока в валовом сборе овощей (0,5%), производстве молока (0,2%), скота и птицы на убой (0,1%) КФХ Республики Башкортостан.

По удельным расходам бюджетов муниципальных образований северо-востока на поддержку малого предпринимательства выделяется Караидельский район, в котором в 2009 году в среднем на поддержку одного малого предприятия было выделено почти в 7 раз больше средств, чем в занимающем по данному показателю 2-е место Аскинском районе.

Основными проблемами, сдерживающими развитие предпринимательской активности в северо-восточном субрегионе республики до уровня, необходимого для существенного повышения вклада сектора малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие муниципальных образований и активного включения предпринимательских структур в решение проблем социально-экономического развития территорий, являются следующие:

недостаточное по международным нормативам количество малых предприятий для создания нормальной конкурентной среды в северо-восточных районах республики, составляющее в среднем 22% от их необходимого количества для начала процесса саморазвития без существенной государственной поддержки, в том числе 30% - в Мечетлинском районе (максимальное значение) и 17% - в Белокатайском районе (минимальное значение);

недостаточный объем средств, выделяемых на поддержку СМСП из бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов. В 2010 году из местных бюджетов северо-восточных районов республики в среднем на одно малое предприятие было выделено 7,5 тыс. рублей, а на одного жителя - 33,0 рубля;

несоответствие предпринимательского климата потребностям СМСП, в частности, параметров налогообложения единым налогом по упрощенной системе налогообложения и системе единого налога на вмененный доход, величины тарифа на подключение к электросетям и ставки арендной платы за производственные помещения;

отсутствие целевых программ формирования лесного и рекреационного кластеров в муниципальных образованиях северо-востока республики и несформированность кластерной структуры экономики, в рамках которой могло бы активизироваться развитие малых предприятий во взаимодействии с крупными и средними на своих и пограничных территориях;

неразвитость логистической, производственной, информационной инфраструктуры в северо-восточных районах.

Развитие малого предпринимательства северо-востока Республики Башкортостан целесообразно в следующих направлениях:

производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

животноводство;

птицеводство;

переработка мяса, производство мясных полуфабрикатов;

переработка леса;

возрождение ремесел, народных художественных промыслов, изготовление товаров народного потребления и изделий, используемых как в повседневной жизни, так и в качестве сувениров, предметов интерьера, украшений (войлоковаляние, вязание, в том числе пуховязание, ткачество, обработка мрамора, лоскутное творчество, изготовление традиционных подарочных швейных изделий, изделий из дерева и бересты, ткачество, тамбурная вышивка, обработка древесины, гончарное производство, узорное вязание, лозоплетение и др.);

туризм;

создание спортивно-туристских комплексов.

В целях развития малого и среднего предпринимательства необходимо решение следующих задач:

4.1.6.1. Финансовая поддержка СМСП на основе:

предоставления субсидий на оплату затрат СМСП по договорам лизинга, включая первоначальный взнос;

субсидирования СМСП на начальной стадии становления бизнеса;

повышения доступности кредитных ресурсов посредством открытия удаленных офисов АНО "Центр микрофинансирования субъектов малого предпринимательства Республики Башкортостан" при администрациях муниципальных районов в целях роста объемов беззалогового микрофинансирования, в том числе под поручительство администраций.

4.1.6.2. Развитие кооперационных связей СМСП между собой и с предприятиями других форм собственности на основе:

возрождения потребительской кооперации и развития кооперационных связей КФХ в целях решения проблем обеспечения горюче-смазочными материалами и выработки рациональной ценовой политики;

создания кластерных коалиций и рекреационных зон, в частности на территории Салаватского и Мечетлинского районов, для стимулирования развития СМСП.

4.1.6.3. Развитие муниципально-частного партнерства и расширение участия СМСП северо-восточных территорий в муниципальном заказе посредством размещения в этом секторе от 10% до 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг для муниципальных нужд согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 237 "Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которое осуществляется у субъектов малого предпринимательства".